Довольно скоро выяснилось, что скоростные бомбардировщики, появившиеся в начале 30-х годов, не смогут долго пользоваться благоприятной для них средой всеобщей ╚тихоходности╩ устаревших истребителей-бипланов. Новые истребители ╚наступали на пятки╩. К 1938 году на вооружении всех промышленно развитых стран появились истребители нового поколения. Их скорость перевалила 500-километровый рубеж, а между тем так называемые ╚скоростные╩ бомбардировщики остались на уровне 400 - 450 км/ч. Это, конечно, не означало, что авиаконструкторы теперь откажутся от попыток сделать бомбардировщик ╚быстроходнее╩. Но стало ясно, что скорость бомбардировщика - это не универсальное средство его защиты, а всего лишь одно из многих. Опыт боевых действий в Испании привел немецкое руководство к выводу о необходимости усиления оборонительного вооружения бомбардировщиков, а также о сосредоточении этого вооружения и всего экипажа самолета в одном месте. Так появилась концепция Waffenkopf - ╚боевой╩ или ╚вооруженной головы╩, которая господствовала в Люфтваффе на протяжении 1939-45 г.г, и определила своеобразный типовой облик всех немецких бомбардировщиков этого периода. Идея заключалась в том, что, во-первых, стрелки и летчик, находясь в одной кабине, могут лучше согласовать свои действия, а во-вторых, все члены экипажа могут психологически поддерживать друг друга и непосредственно помогать в бою. Каждый из них мог взять на себя часть боевой задачи товарища в случае его ранения или гибели. На советских СБ, Пе-2 или Ил-4 (как, впрочем, и на большинстве бомбардировщиков того времени во всем мире) стрелок-радист располагался в хвостовой части фюзеляжа и был отделен от основного экипажа (летчика и штурмана) непроходимым бомбоотсеком. В случае ранения или гибели стрелка эти самолеты оказывались совершенно (СБ, Ил-4) или частично (Пе-2) беззащитны от атак сзади. Нарушалась также радиосвязь с землей. На немецких же бомбардировщиках, построенных по схеме Waffenkopf, оборонительный огонь продолжался в любую сторону до тех пор, пока был боеспособен хоть кто-нибудь из экипажа. Таким образом, боеспособность самолета повышалась. В соответствии с требованиями Waffenkopf, конструкторы Дорнье к 1938 году разработали новую носовую часть самолета. Теперь блистер верхнего MG 15 как бы слился в одно целое с хорошо застекленным фонарем кабины летчика. Носовое остекление стало более обширным и граненым. Стекла потеряли аэродинамическую выпуклость, но перестали искажать ╚реальность╩. Летчик и штурман получили превосходный обзор вперед и вниз. Прежний, стреляющий сквозь люк в полу кабины задний MG 15, имел слишком ограниченный угол обстрела, поэтому для нижнего стрелка был сделан выступ-редан. Изменился вход в кабину. Вместо квадратной боковой дверцы, которая досталась боевому самолету от его гражданского прототипа и требовала приставной лестницы, был сделан люк в полу кабины. Забираться внутрь, равно как и покидать самолет, стало удобнее. Экипаж самолета с новой кабиной увеличился до четырех человек.: летчик, штурман-бомбардир, стрелок-радист и нижний стрелок. Вся остальная часть самолета, следующая за кабиной, осталась такой же, как у Do 17М. Опытные самолеты с новой кабиной начали испытания весной 1938 года. Сразу разрабатывались несколько вариантов новой модификации. Первый получил обозначение Do 17S (D-AFFY), Всего построили три Do 17S-0. Это были скоростные разведчики с двигателями DB 600 G. Их передали в Люфтваффе для войсковых испытаний. По-видимому, самолеты оказались не слишком удачны, поскольку заказа на их серийное производство не последовало. Почти одновременно с Do 17S были построены и прошли испытания еще три опытных самолета Do 17U-0, также с новой кабиной. Это были самолеты наведения с двигателями DB 600 А. Экипаж состоял из пяти человек - добавили еще одного радиста. Люфтваффе заказало небольшую серию из 12 таких самолетов, и под обозначением Do 17U-1 они несли службу в различных авиачастях. Самолет, ставший прототипом нового бомбардировщика, совершил свой первый полет 1 марта 1938 года под обозначением Do 17Z VI (D-ABVD). А осенью того же года, появляется предсерийный Do 17Z-0. Это был бомбардировщик с экипажем из четырех человек. Предполагалось, что на нем будут установлены двигатели DB 600. Но, как и прежде, они потребовались для производства истребителей, поэтому на новый бомбардировщик Дорнье поставили моторы Bramo 323A-I Fafnir. Вооружение Do 17Z-0 состояло из трех 7,9-мм пулеметов MG 15. Один по-прежнему устанавливался спереди сквозь правую половину лобового стекла. Второй - в задней части фонаря кабины на линзовой установке. И третий, для защиты сзади снизу, - в нижней части кабины также на линзовой установке. На серийных Do 17Z-1 был добавлен четвертый пулемет MG 15, который устанавливался сквозь носовое остекление. Новый бомбардировщик сохранил хорошую управляемость и маневренность, но расширенная из-за новой кабины носовая часть самолета не слишком способствовала увеличению его скорости, Кроме того, за усиление оборонительного вооружения, частичное бронирование, увеличение экипажа и оборудования пришлось заплатить уменьшением бомбовой нагрузки до 500 кг. Восстановить бомбонагрузку в 1000 кг удалось только на очередной модификации самолета, возникшей в начале 1939 года. Это был бомбардировщик Dol7Z-2. На него установили более мощные двигатели с двухступенчатым нагнетателем: Bramo 323 Р, которые развивали мощность по 1000 л, с. на взлете и по 940 л.с. на высоте 4000 м. Но и в этом случае пришлось пожертвовать запасом топлива. Радиус боевого действия нового бомбардировщика с полной нагрузкой составлял только 330 км. На основе Do 17Z-2 возникла и в небольшом количестве производилась модификация разведчика-бомбардировщика Do 17Z-3, который мог брать на борт две автоматические фотокамеры, а также 500 кг бомб, фотокамеры располагались в кабине. Большая Rb 50/30 находилась в задней части кабины. Ее объектив выступал сразу позади нижней линзовой установки MG 15, перед бомболюком. Меньшего размера Rb 20/30 располагалась над входным люком и выступала сквозь него наружу. Ее объемный наружный обтекатель, входной люк да и сама камера составляли как бы одно целое. Для увеличения дальности полета разведчика Do 17Z-3 в переднем бомбоотсеке устанавливался дополнительный 895-литровый бак. В небольшом количестве выпускались также Do 17Z-4 - учебная версия самолета с двойным управлением, и Do 17Z-5 - дальний морской разведчик с соответствующим спасательным снаряжением. Несмотря на то, что летный и обслуживающий персонал авиачастей очень хорошо отзывался о новом Do 17Z, руководство Люфтваффе смотрело на будущее этого самолета скептически. Дело в том, что для обычного бомбардировщика Do 17 Z обладал не слишком большой бомбонагрузкой. В этом его сильно превосходил Не 111. Но Do 17 не был рассчитан и для пикирующего бомбометания. В этом, а заодно и в скорости, его превосходил Ju 88. Поэтому к концу 1939 года производство Do 17Z начинает сокращаться, а в 1940 году полностью прекращается. Всего было выпущено около 500 бомбардировщиков Do 17Z-1 и Z-2, а также 22 разведчика Do 17 Z-3. После поражения Франции противостоять Германии на западе могла только Великобритания. Немецкий генеральный штаб начал разрабатывать план вторжения на Британские острова, получивший название ╚Зеелёве╩ (морскойлев). В условиях господства на море английского флота эта десантная операция требовала от немцев долгой и тщательной подготовки, и завоевания воздушного превосходства. С начала августа в течение последующих трёх месяцев над Ла-Маншем и южной частью Британских островов развернулись настоящие воздушные сражения, которые Уинстон Черчиль назвал ╚Битвой за Англию╩. С немецкой стороны эта воздушная наступательная операция получила название ╚Adlerangriff╩ - орлиная атака. 10 августа 1940 года было определено днём начала массированных налётов на Британские острова. Перед немецкой авиацией ставилась задача в первую очередь сокрушить боевые авиационные части противника, его аэродромы и органы снабжения, а также авиационную промышленность и заводы, производящие зенитное вооружение. Но задолго до назначенного срока подразделения разведчиков Do 17 и Do 215 уже начали свои рейды над Ла-Маншем и Британскими островами, а бомбардировщики не давали покоя английским конвоям в проливе. Так, 10 июля 1940 года двадцать шесть Do 17Z из I/KG 2 совершили удачный налет на корабли англичан в устье Темзы. За успешные действия над проливом полковник Йоханнес Финк, командир KG 2, получил даже прозвище Kanalkampffuerer (что может быть приблизительно переведено на русский, как ╚предводитель битвы над проливом╩). Из-за погодных условий день общей ╚Орлиной атаки╩ отодвинулся на 13 августа 1940 года. Но уже 11 августа восемнадцать бомбардировщиков Do 17 из KG 2 вместе с Bf И0 С-4 из E.Gr.210 нанесли успешный удар по английскому аэродрому Манстон. В ╚Битве за Британию╩ принимали участие около трехсот бомбардировщиков или разведчиков Do 17 и Do 215. Большая часть Do 17 находилась во 2-м воздушном флоте на вооружении трех бомбардировочных полков: KG 2, KG 3, а также Stab, I и III групп KG 76, и, кроме того, в разведывательной II/LG 2 (Do 17P). В составе 3 воздушного флота Do 17 находились в штабах St.G I, St.G 3 и St.G 77, а также на вооружении разведывательной 2(Н}/11. Наконец, с аэродрома Ставангер-Сола действовали разведчики 5-го воздушного флота - Do 215 из Aufkl.Gr.Ob.d.L. 13 августа 1940 года семьдесят четыре Do 17Z из KG 2 без истребительного прикрытия нанесли бомбовый удар по английскому аэродрому Истчерч (Eastchurch). На земле были уничтожены пять бомбардировщиков ╚Blenheim╩, один истребитель ╚Spitfire╩, а также повреждены постройки. 15 августа 1940 года немцы еще раз атаковали аэродром Истчерч. На этот раз бомбардировщиками Do 17 из III/KG 3. A Do 17 из Штаба и II группы KG 3 совершили удачный налет на Рочес-тер, где находились авиационные заводы фирмы ╚Шорт╩, выпускавшие четырехмоторные бомбардировщики ╚Stirling╩. При этом было потеряно два Do 17Z. 18 августа Do 17Z из III/KG 76 участвовали в налетах на Биггин Хилл, Кройдон и Кенли. Над Кройдоном было потеряно четыре Do 17, Еще три бомбардировщика получили сильные повреждения, но дотянули до Франции. В одном из них был убит летчик, и самолет привел обратно и посадил на ╚брюхо╩ штурман - оберфельдфебель Илльг. За этот мужественный поступок он был награжден рыцарским крестом. К концу августа стало ясно что подавить военно-воздушные силы Великобритании не удалось. Если с 13 по 23 августа немцы бомбили английские аэродромы и авиазаводы, то с 25 августа 1940 года Люфтваффе пытаются наносить удары по столице Великобритании - Лондону. 4 сентября 1940 года Гитлер окончательно определил новую задачу для воздушных сил Германии. Теперь целью немецких бомбардировщиков становится Лондон и другие города Англии. Это решение возникло как ответ на начавшиеся бомбардировки немецких городов английской авиацией. С 7 сентября 1940 года начались массированные налёты на Лондон. 15 сентября стал переломным днем в битве за Британию. Немцы предприняли самую массированную бомбардировку Лондона, подняв в воздух около 1200 самолетов всех типов. В этот день 2-й и 3-й Воздушные флоты Германии потеряли 34 бомбардировщика, а многие из вернувшихся имели серьезные повреждения. Но ни сокрушить боеспособность английской авиации, ни сломить волю англичан к сопротивлению немцам не удалось. Оказалось, что Люфтваффе не имеют для этого достаточных сил и средств, С 1 октября немцы отказались от дневных массированных налетов на Англию и перешли к ночным бомбардировкам малыми группами. И в первую очередь, в разряд ╚ночников╩ были переведены подразделения, на вооружении которых состояли бомбардировщики Do 17. В ходе битвы за Англию выяснилось, что самолет Do 17Z имеет теперь уже невысокую скорость. В сочетании с недостаточно сильным оборонительным вооружением и слабым бронированием это делало самолет слишком уязвимым для таких истребителей, как ╚Hurricane╩ и ╚Spitfire╩. С другой стороны, бомбонагрузка всего в 1000 кг становилась уже явно недостаточной, чтобы решать новые задачи развивающейся войны. Цена каждого килограмма бомб, сброшенных на цель, оказалась слишком высока. Из-за больших потерь, понесенных в июле-августе 1940 года, было решено перевооружить KG 76. К концу 1940 года его I и III группы поменяли свои Do 17Z на ╚Юнкерсы╩ Ju 88. К началу 1941 года самолеты Do 17Z остались только на вооружении I и III/KG 2 ╚Holzhammer╩, а также Ш/KG З ╚Blitz╩. Они приняли участие в боевых действиях над Балканами и Критом. Готовясь к войне с Советским Союзом, немцы хотели обезопасить себя со стороны Балкан. Здесь создавалась невыгодная для Германии ситуация. В Югославии к власти пришло правительство, ориентированное на СССР. А в Греции укрепляли свои позиции англичане. Ранним утром 6 апреля 1941 года в 6.45 немецкая авиация бомбила Белград. Немецкие войска вторглись в Югославию и в Грецию. В Балканской операции был задействован 4-й воздушный флот Германии, В его составе действовали I и III/KG 2 и III/KG 3, то есть все авиаподразделения Люфтваффе, имевшие на вооружении бомбардировщики Do 17Z. Кроме того, в Болгарии базировались разведчики Do 17 H3 2.(F)/11. И это несмотря на то, что всего полгода назад, во время битвы за Британию, Do 17 показал себя не с лучшей стороны. Но, в отличие от британского, в балканском небе у бомбардировщиков Дорнье не было серьезной истребительной оппозиции. Истребительные силы Югославии и Греции в основном состояли из устаревших типов самолетов. Поэтому здесь полномасштабное использование Do 17 было вполне оправдано. Надо заметить, что во время военных действий на Балканах в 1941 году бомбардировщики и разведчики Do 17 находились на вооружении трех стран: Германии, Болгарии и Югославии, и, таким образом, применялись обеими противоборствующими сторонами. 17 апреля 1941 года капитулировала Югославия. 20 апреля соединения Do 17 совместно с Ju 88, всего около сотни бомбардировщиков совершили массированный налет на Афины. 23 апреля двадцать пять Do 17 бомбили аэродром Аргос. В тот же день капитулировала Греция, и английские войска вынуждены были эвакуироваться на остров Крит. За время боев б Югославии и Греции Люфтваффе потеряли двадцать девять Do 17. Немцы не могли спокойно чувствовать себя на Балканах, пока Крит находился в руках Британской империи. В условиях господства британского флота на Средиземном море остров представлял собой отличный плацдарм для контрнаступления англичан. Но их господству на море немцы решили противопоставить свое превосходство в воздухе. Германское командование решило захватить Крит силами седьмой воздушно-десантной дивизии при поддержке двух авиационных корпусов (V11I и XI) 4-го Воздушного флота. Бомбардировщики Do 17 из I, III/KG 2 и III/KG 3 также принимали участие в этой операции, получившей условное наименование ╚Меркурий╩. В их задачу входили не только действия против наземных целей, но и нанесение ударов по кораблям противника. Первые бомбовые удары по Криту немецкая авиация стала наносить еще в конце апреля. В мае бомбардировки усилились. 20 мая на острове был высажен парашютный десант, а затем транспортными самолетами переброшено вооружение и более 10 тысяч солдат. С 21 по 23 мая 1941 года между немецкой авиацией и британскими кораблями разыгралось так называемое ╚воздушно-морское сражение╩. Конечно, в нём главная роль принадлежала пикирующим бомбардировщикам, но Do 17 из KG 2 также внесли свою лепту. 22 мая вместе с Ju 88 из LG 1 они спасли от разгрома немецкий морской десантный конвой, когда на тот напали английские корабли. При этом серьезные повреждения получили легкие английские крейсера ╚Карлейл╩ и ╚Найяд╩.
|