Понедельник, 29.04.2024, 15:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Другие сайты
Развитие сайта
Категории раздела
Ar. 81 [2]
Ar.234 Blitz [3]
Bf.162 [2]
BV.250 [2]
Do.11 [2]
Do.17 [6]
Do.19 [1]
Do.23 [2]
Do.200 [2]
Do.215 [2]
Do.217 [4]
Do.317 [2]
Fi.98 [2]
Fw.191 [2]
Fw.200 [3]
Ha.137 [2]
Hе.70 [2]
He.111 [8]
Hе.118 [2]
Hе.177 [3]
Hе.270 [2]
Не.274 [2]
Hе.277 [3]
He.343 [2]
Hs.124 [2]
Hs.127 [2]
Hs.132 [2]
Ju.52 [3]
Ju.86 [4]
Ju.87 [10]
Ju.88 [5]
Ju.89 [2]
Ju.188 [3]
Ju.287 [2]
Ju.288 [4]
Ju.290 [3]
Ju.390 [2]
Ju.488 [2]
Me.210 [5]
Me.262 [2]
Me.264 [2]
Me.310 [2]
Me.328 [2]
Me.410 [2]
Ta.400 [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » Самолеты » Do.17

Do.17Z. Часть 2

К началу июня 1941 года  немцы полностью овладели Критом. И генерал Рихтгофен, командующий   восьмым авиационным корпусом, оценивая действия своих летчиков над   Критом, мог с гордостью сказать: ╚...Мы одержали большую решающую   победу, мы окончательно доказали, сколь уязвим флот на море в пределах   радиуса действия Люфтваффе...╩

После того как Германия   обезопасила себя со стороны Балкан, ничто более не мешало ее нападению   на Советский Союз. Почти за полгода до нападения разведывательные   самолеты Do 17 уже совершали полеты над территорией СССР. Обычно   приводят в пример спецподразделения воздушной разведки полковника   Ровеля, которое начало действовать на западной границе СССР в январе   1941 года. Но бывший немецкий летчик Конрад Кнабе в своих мемуарах,   опубликованных после войны, сообщает о том, что подобный случай имел   место еще раньше, осенью 1940 года. ( См,: Konrad Knabe. ╚Das Auge   Dietls.╩ Druffel-Verlag. 78-79)

В конце августа 1940 года   экипажи двух Do 17, один из которых возглавлял К. Кнабе, получили   секретное предписание перелететь на аэродом Банак, на севере Норвегии.   Там они вошли в состав особой разведывательной авиагруппы ╚Норд╩. В их   задачу входила разведка северных территорий и, в том числе, районов   советского Заполярья. В начале октября 1940 года немецкие   самолеты-разведчики Do 17P пересекали границу Советского Союза и   фотографировали Мурманск,

2 мая 1941 года   оберлейтенант К.Кнабе был вызван в Веймар, где ему поручили создать   Лапландскую дальнеразведывательную эскадрилью. 18 июня эскадрилья из   четырех Do 17P перелетела на аэродром Рованиеми в Финляндии. Перед   эскадрильей была поставлена задача разведки северных советских   территорий, поскольку Финляндия готовилась принять участие в военных   действиях против СССР. 19 июня 1941 года, около 6 часов утра, командир   эскадрильи К. Кнабе лично поднял в воздух свой Do 17P, чтобы   сфотографировать советские укрепрайоны к западу от Кандалакши. 22 июня   1941 года, когда Германия напала на Советский Союз, на финской границе   все еще выглядело мирным и спокойным. Но немецкие Do 17P продолжали   вести разведку вдоль железной дороги Мурманск - Кандалакша. 24 июня 1941   года Финляндия вступила в войну.

В нападении на Советский   Союз участвовали бомбардировщики Do 17Z из I и III/KG   2, а также III/KG 3 . До 10 июля 1941 года   штаб и 1-я Группа KG 2 базировались на аэродроме Сувалки в Польше.   Затем, по мере продвижения немецких войск вглубь советской территории,   они действовали последовательно с аэродромов Сильце (до 1 августа),   Веретени (до 30 августа), Рельбицы (до 1 октября) и Витебск (до 1   ноября).

III группа KG 2 в первые   дни войны располагалась на аэродроме Лыцк (Lyck), но уже в то время в ее   составе не было 7-й эскадрильи (Staffel), которая получала и осваивала   новые самолеты Do 217. С 26 июня до августа 1941 года HI/KG 2   базировалась на аэродромах Дубово-Сад и Парафьяново. Отсюда 9 июля для   перевооружения была отозвана 8-я эскадрилья, а 19 июля штаб группы. 1   августа 1941 года оставшаяся в одиночестве 9-я эскадрилья перелетела на   аэродром Веретени, воссоединившись на непродолжительное время с I/KG 2.   Но 26 сентября она также отправилась в Германию. После этого   бомбардировщики Do 17Z из I/KG 2 недолго оставались на восточном фронте.   1 ноября 1941 года они взлетели со своего аэродрома под Витебском, чтобы   навсегда покинуть Россию.

III Группа KG 3 до 26 июня   1941 года также базировалась в Сувалках. Затем действовала совместно со   Stab., 8. и 9./ III/KG 2 с аэродромов Дубово-Сад (до 9 июля) и   Парафьяново. А с 1 августа объединилась (по   крайней мере в смысле аэродромного базирования) с подразделениями III/KG   2 и действовала с аэродромов: Веретени, Рельбицы, Витебск - до ноября   1941 года.

Таким образом, в конце 1941   года последние крупные подразделения Люфтваффе, летавшие на самолетах Do   17Z были перевооружены. I и III/KG 2 -   отправились на запад воевать против Англии и получили новые Do 217 Е, а   оставшаяся на восточном фронте III/KG 3 пересела на Ju 88.

По отчетам от 20 сентября   1942 года самолеты Do 17 различных модификаций (в основном ╚Р╩ и ╚Z╩)   числились на вооружении следующих небольших подразделений Люфтваффе:   2-й, 3-й, 4-й эскадрилий Nacht.A.Gr; 15./KG 53; 107ZG 26 и   2.(F)/Aufkl.Gril

Небольшое количество Do 17Z   оставалось на вооружении Люфтваффе вплоть до конца войны, но   использовались они только в качестве вспомогательных, испытательных или   учебных самолетов.

Как видно из сказанного, на   восточном фронте сами немцы применяли бомбардировщики Do 17Z только в   первые месяцы войны, и очень скоро заменили их более совершенными   самолетами Юнкере Ju 88 или Дорнье Do 217. Тем не менее, некоторое   количество Do 17 еще долго оставались на советско-германском фронте.   Во-первых, в разведывательных авиаподразделениях продолжали нести службу   Do 17P и Do 17Z-3. Во-вторых, бомбардировщики Do 17Z использовались в   войне против СССР союзниками Германии. Пятнадцать таких самолетов   находилось в финских ВВС (см. об этом ниже отдельную главу), и примерно   такое же количество Do 17Z состояли на вооружении одной хорватской   эскадрильи действующей в составе немецких авиачастей KG 53 и KG 3.

Хорватские летчики,   прибывшие на восточный фронт воевать с Советской Россией, получили свои   Do 17Z в октябре 1941 года, находясь в Минске и Витебске. Они составили   15.(Kroat.)/KG 53 - отдельную 15-ю эскадрилью в немецком KG 53 ╚Легион   Кондор╩. 25 октября двенадцать хорватских бомбардировщиков были   переброшены на ленинградский фронт, в Сольцы близ оз. Ильмень. 1 декабря   во время бомбардировки советских войск эскадрилья понесла первую потерю.   Ответным зенитным огнем был сбит Do 17Z поручика Владимира Граовача. В   конце декабря 1941 года 15,/KG 53 действовал уже под Москвой. 26 января   1942 года во время штурмовки позиций советских войск самолет,   управляемый летчиком Богомиром Ротером, был поражен взрывом собственных   бомб, сброшенных с низкой высоты.

В феврале 1942 года   эскадрилью вывели из боев и отправили на родину, в Загреб, чтобы   перевооружить Юнкерсами Ju 88 и переобучить ее летчиков. Но с   перевооружением что-то не получилось, и 25 июня 1942 года хорватская   эскадрилья вернулась в Россию на аэродром Сольцы на прежних Do 17Z.   Когда самолеты уже заходили на посадку, один из ╚дорнье╩, управляемый   летчиком Олегом Оксевским, вместе с экипажем неожиданно набрал высоту и   ушел в сторону советских позиций.

Второй период боевых   действий на восточном фронте оказался для хорватской эскадрильи менее   удачным. Сказывалось неуклонно возрастающее сопротивление советской   авиации и средств ПВО. 1 июля 1942 года советским истребителем был сбит   хорватский Do 17Z-2 (W.Nr.2607) с бортовым   обозначением 5K + NS. 26 июля 1942 года советские зенитчики сбили еще   один бомбардировщик из 15-й эскадрильи KG 53 - Do 17Z летчика Ивана   Боко. 25 августа

1942 года разбился со всем   экипажем Do 17Z поручика Шмита. В ноябре при перелете на новый аэродром   был потерян еще один Do 17Z-2 (W.Nr.2529) с бортовым обозначением 5K+YH.   Его сбил советский истребитель.

Зимой 1942/43 года   хорватская эскадрилья бомбардировщиков Do 17Z под обозначением Kroat   Kampfstaffel 10 вошла в состав KG 3. В июне   1943 года она становится 15.(Kroat)/KG 3 и действует на своих Do 17Z   против советских войск с аэродромов Коровье Село и Сещинская. К этому   времени часть хорватских экипажей вместе со своими самолетами были   отосланы в Загреб, где им пришлось воевать против югославских партизан.   Наконец, в декабре 1943 года хорватские летчики, оставшиеся в России,   оставили свои Do 17Z и пересели на Ju 87.

По заявлениям хорватских   летчиков, за все время кампании на восточном фронте они совершили 1247   боевых вылетов, уничтожили на земле 245 танков, 581 грузовик, 307   артиллерийских орудий и ╚бесчисленное╩ количество солдат противника. При   этом их собственные потери составили 5 бомбардировщиков Do 17Z и 20   человек летного состава. Как обычно, из всех этих чисел вполне   достоверными могут считаться только первое и два последних.

Финляндия, обиженная   ╚зимней╩ или советско-финской войной 1940 года, охотно поддержала   немецкий ╚натиск на Восток╩, став союзницей Германии в войне против   СССР. Слаборазвитая промышленность Финляндии не могла производить   тяжелые виды вооружения на современном уровне и в нужном количестве.   Поэтому военную технику для своей армии финнам в основном приходилось   закупать за границей. Например, авиация Финляндии была собрана буквально   с миру по нитке, и представляла собой разношерстную смесь из устаревших   английских,

французских, голландских,   американских и трофейных советских самолетов. Предпринимать с подобными   силами серьезные наступательные операции было затруднительно. Но немцы,   растянувшие свой восточный фронт более чем на 3000 км, были ╚кровно╩   заинтересованы в том, чтобы их союзники не только держали его   второстепенные участки, но и проявляли там должную активность. Поэтому   становится вполне понятен широкий жест рейхсмаршала Геринга, который 11   ноября 1941 года подарил финским военно-воздушным силам пятнадцать   самолетов Дорнье Do 17Z и в придачу к ним 300 тонн бомб.

╚Дорнье╩, которые получила   Финляндия, не были новыми, Они уже прослужили какое-то время в частях   Люфтваффе. Но ╚дареному коню в зубы не смотрят╩, а как показала   практика, полученные самолеты еще далеко не выработали свой ресурс.

Все подаренные Do 17   доставлялись из Германии по морю, на грузовых судах в частично   разобранном виде. Три первых прибыли в Финляндию 5 января 1942 года.   Остальные одиннадцать - до конца января. И   последний, после установки на него фотооборудования, был доставлен 11   февраля 1942 года. Самолеты имели следующие серийные номера (Werk.Nr):   1155, 1175, 1218, 2608, 2622, 2818, 2856, 2873, 2905, 3228, 3323, 3425,   3498, 4187 и 4242. Из пятнадцати финских ╚дорнье╩ пять самолетов были   модификацией бомбардировщика: три - Do 17Z-1 и два - Do 17Z-2; девять  -  разведчика-бомбардировщика Do 17Z-3, и модификация еще одного   неизвестна. Самолеты были перекрашены в цвета финского камуфляжа,   получили финские опознавательные знаки (голубая свастика в белом круге),   бортовые номера (от DN-51 до DN-65) и поступили на вооружение 46   Lentolaivue (эскадрильи - LeLv) 4 Lentorykmentti (авиаполка - LeR),

До этого 46-я эскадрилья   числилась ╚безлошадной╩, поскольку не имела ни одного боевого самолета.   С августа 1941 года летчики эскадрильи проходили обучение в захваченной   немцами Варшаве. А с января до конца марта 1942 года уже непосредственно   в Финляндии они осваивали новые самолеты, постепенно привлекаясь к  участию в боевых операциях. К апрелю эскадрилья была полностью   готова к выполнению боевых заданий. Она имела на вооружении двенадцать   Do 17Z, подразделенных на три звена по четыре самолета в каждом.   Командиром LeLv 46 стал майор Рейно Артола. 1-е звено возглавлял капитан   Юсси Рату, 2-е звено - капитан Йоуко Пирхонен, 3-е звено - капитан Тауно   Меллер.

Боевое крещение 46-я   эскадрилья получила 5 апреля 1942 года. В этот день LeR 4 совершил налет   на советский аэродром Сегежа {Sekehen) на мурманской железной дороге. И   эскадрилья финских ╚дорнье╩ в полном составе приняла участие в этой   акции.

13 апреля 1942 года девять   Do 17Z нанесли бомбовый удар по деревне Вонозеро, к югу от реки Свирь,   где находился штаб одной из советских дивизий. После этого самолеты 46-й   эскадрильи еще неоднократно поднимались в небо для бомбардировки и   разведки позиций советских войск на Карельском фронте. До начала   следующего 1943 года финские ╚дорнье╩ не имели боевых потерь. Но два Do   17Z-3 (DN-60 и DN-62] потерпели аварию и были списаны.

19 февраля 1943 года пять   Do 17Z участвовали в очередном налете на советский аэродром в Се-гежи.   Самолеты вылетели в сумерках, в 21.00Г на пять часов позже, чем   планировалось. На обратном пути погода внезапно испортилась, и два Do   17Z(DN-53hDN-65) не смогли найти своих аэродромов и разбились. Еще два   получили в этот день серьезные повреждения.

Следующей крупной акцией   46-й эскадрильи стало участие восьми Do 17Z в налетах, направленных   против карело-финских партизан, отряды которых сосредотачивались для   прорыва через линию фронта в районе селения Лехта, западнее Беломорска   (Сороки).

К началу 1944 года в LeLv   46, которую по-прежнему возглавлял майор Артола, насчитывалось только   девять боеспособных Do 17Z. Пять ╚дорнье╩ составляли 1-е звено. Им   командовал капитан Отт Раутанен. Еще четыре составляли 2-е звено под   командованием капитана Илпо Ту-оминена. Для 3-го звена эскадрильи   самолетов Do 17Z не нашлось, и оно было пополнено трофейными советскими   Ил-4.

26 февраля 1944 года четыре   Do 17Z из LeLv 46 пристроились к соединению советских бомбардировщиков,   которые возвращались с боевого задания. Финские ╚дорнье╩ остались   незамеченными и вышли прямо на советский аэродром Левашево (к северу от   Ленинграда), на который безнаказанно сбросили свои бомбы.

В ночь с 18 на 19 мая 1944   года самолеты 46-й эскадрильи - шесть Do 17Z и три Ил-4 - нанесли   бомбовый удар по советскому аэродрому в Мергино (на южном берегу р. Оять   - левый приток р. Свирь). На следующую ночь финский авиаполк LeR 4   предпринял налет на склады и железнодорожную станцию Алеховщина, также   расположенную на р. Оять. В этой акции приняли участие семь финских Do   17Z.

9-10 июня 1944 года   началось наступление советских войск на Карельском перешейке. 11 июня   1944 года стал черным днем для 46-й эскадрильи финских ╚дорнье╩, которые   предприняли боевой вылет в сторону Ленинградского фронта. Три Do 17Z не   вернулись обратно. Два из них (DN-54 и DN-56) были сбиты советскими   зенитчикиами и упали в районе Зеленогорска (Терийоки) - Первомайского (Кивенна).   И еще один (DN-61) по ошибке сбили свои же финские зенитчики.

Активизация боевых действий   во время карельского наступления советских войск сразу же отразилась на   количестве потерь со стороны финской авиации иг в частности, среди   устаревших к этому времени бомбардировщиков ╚дорнье╩ из LeLv 46. 30 июня   1944 года советские зенитчики сбили Do 17Z-3 с бортовым номером DN-63.   26 июля 1944 года над озером Вегарус советским истребителем был сбит Do   I7Z-1 с бортовым номером DN-59. А 1 августа 1944 года еще один Do 17Z-1   (DN-51) был уничтожен советской истребительной авиацией в районе   Корпиярве-Лоймола. Таким образом, за два месяца боев летом 1944 года   боевые потери 46-й эскадрильи финских ВВС составили шесть Do 17Z, то   есть в три раза больше, чем за два предшествующих года войны.

В сентябре 1944 года между   СССР и Финляндией было подписано перемирие. Но на севере Финляндии все   еще находились немецкие войска, против которых финны теперь обратили   свое оружие. Одной из последних боевых акций финских Do 17Z стала   бомбардировка немецких войск в Лапландии, в   районе Кемиярве - Рованиеми, предпринятая 2 октября 1944 года.

Пережили войну только пять   финских ╚дорнье╩. Один из них - Do 17Z-1 (DN-57) - использовался после   войны в качестве учебно-тренировочного самолета. Остальные четыре - Do   17Z-3 (DN-52, -55, -58 и -64) использовались для аэрофотосъемки. DN-58   пережил всех, совершив свой последний полет 13 сентября 1948 года.






Модификация Do.17z-2
Размах крыла, м 18.00
Длина, м 15.80
Высота, м 4.50
Площадь крыла, м2 53.30
Масса, кг
пустого самолета 5200
нормальная взлетная 8600
максимальная взлетная 8850
Тип двигателя 2 ПД BMW Bramo-З2ЗР Фафнир
Мощность, л.с. 2 х 1000
Максимальная скорость , км/ч
у земли 342
на высоте 410
Крейсерская скорость , км/ч
у земли 270
на высоте 300
Практическая дальность, км 1150
Скороподъемность, м/мин 330
Практический потолок, м 8200
Экипаж 4
Вооружение: два неподвижных пулемета МG-15 вперед, 2 в боковых окнах, и 2 назад над и под фюзеляжем;
Бомбовая нагрузка 1000 кг в комбинации 20 бомб по 50 кг, или 4 по 250 кг

Категория: Do.17 | Добавил: podvoxx (12.03.2009)
Просмотров: 801
RotOr Studio © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz