Обстоятельства, в которые загнали Германию ее политики, заставили превратить "Фокке-Вульф" Fw.200 Кондор в морской разведчик-бомбардировщик, хотя он был спроектирован в качестве пассажирского лайнера. Успехи на новом поприще были таковы, что Уинстон Черчиль назвал его "бичом Атлантики". Близорукость части Высшего командования люфтваффе и самого Геринга привела к тому, что от "Кондора" требовали просто невозможного - применения в качестве бомбардировщика для ударов по конвоям союзников. Впрочем, к тому времени, когда союзники свели эффективность действия "Кондоров" к нулю, на их счету уже была солидная цифра потопленного тоннажа. Несмотря на меньший внешний эффект, настоящим пиком карьеры "Кондора" было взаимодействие с "волчьими стаями" ПЛ. Такая кооперация представляла собой наибольшую угрозу для британского флота. История "Кондора" началась с обмена мнениями весной 1936 г между техническим директором "Фокке-Вульфа" Куртом Танком и директором "Люфтганзы" Штузелем, во время которого Танк сформулировал концепцию четырехмоторного лайнера со сравнительно высокой нагрузкой на крыло, способного совершать трансатлантические полеты. Проектирование самолета и постройка макета фюзеляжа продолжалась в первые недели лета, а к середине июля "Люфтганза" разместила заказ на самолет, получивший обозначение Fw.200 "Кондор". Этот номер, присвоенный РЛМ, был больше, чем следовало по установившемуся порядку нумерации. но Танк полагал, что он идеально подходит в качестве своеобразной торговой марки. Уверенность Танка в своем детище была такова, что сборка трех опытных самолетов, начавшаяся осенью 1936 г, шла параллельно с подготовкой выпуска девяти предсерийных машин. Первый опытный Fw.200-V1 (D-AЕRЕ), названный "Саарланд", полетел 27 июля 1937 г - через 12 месяцев и 11 дней с начала работ. Самолет был оснащен двигателями "Пратт-Уитни" С1Е-G "Хорнет" - 9-цилиндровые звезды мощностью 875лс на взлете. После первых полетов потребовались лишь незначительные изменения в конструкции киля. Довольно скоро полетели V2 (D-AETA "Вестфален") и V3 (D-2600 "Иммельман"-III). Последний стал личным самолетом Адольфа Гитлера. Один из двух оставшихся "Кондоров" был заказан РЛМ в качестве правительственного самолета. Второй и третий отличались в основном установкой двигателей ВМW-132G-1 (лицензионный "Хорнет") мощностью 720лс. С весны 1937 г со сборочной линии в Бремене стали поступать предсерийные Fw.200a-0. Большинство из них имело и номера "ферзух". Так Fw.200a-0 (D-ADHR "Саарланд" - после переименования Fw.200-V1 в 1938 г в "Бранденбург") еще назывался Fw.200-V4, а Fw.200a-03 (D-АМНС "Нордмарк") - V5. Второй самолет А-0 серии - Fw.200a-02 был куплен датской авиакомпанией, которая использовала его для коммерческих перевозок под обозначением OY-DАМ "Дания" с июля 1938 г. Кроме того, датчане заказали еще и Fw.200a-05, получивший обозначение OY-DЕМ "Ютландия". Fw.200a-04 (D-AСVН "Гринцмарк") и Fw.200a-06 (D-ARНW "Фризланд") были оснащены двигателями ВМW-132L и были еще известны под обозначениями V6 и V7. Fw.200a-07 (первоначально D-ASBK) был поставлен бразильскому "Синдикато Кондор лимитада" (РР-СВJ "Арумани") вместе с Fw.200a-08 (РР-СВI "Абаитара"). Последний из А-0 серии - Fw.200a-09 (V9) был поставлен "Люфтганзе" летом 1939 г под обозначением D-АХFО "Поммерн". Пока разворачивалось производство самолетов, "Кондоры" совершили несколько рекламных дальних перелетов. Первый из них - Берлин-Каир с одной остановкой в Салониках - был выполнен Fw.200-V4 27 июня 1938 г. Следующий был совершен 10 августа 1938 г на Fw.200-V1 между Берлином и Нью-Йорком. Самолет перед полетом был переименован в Fw.200s-1 ("S" - специальный) "Бранденбург" со спецрегистрацией D-ACON. Он покрыл 6500 км по прямой за 24 ч 55 мин со средней скоростью 262 км/ч. Обратный маршрут был выполнен за 19 ч 47 мин со средней скоростью 328 км/ч. Маршрут в последнем случае был проложен несколько северней. 28 ноября 1938 г этот же самолет стартовал по маршруту Берлин-Басра-Карачи-Ханой-Токио и достиг японской столицы менее чем через двое суток - за 42 ч 18 мин чистого летного времени. На обратном пути машина из-за недостатка топлива разбилась на отмели у Манилы. Осенью 1938 г начались работы над проектом серийного Fw.200b, который планировался в двух вариантах: B-1 с двигателями BMW-132Dс мощностью 850лс на высоте 2500 м и В-2 с ВМW-132Н мощностью 830лс на высоте 1100 м. По сравнению с А-0 Fw.200b-1 имел больший пустой и взлетный вес - 11286 кг против 9788 и 17480 кг против 14582. Конструкционно схожий с ним В-2 имел несколько больший пустой вес - 11310 кг, но несколько меньший взлетный - 17015 кг. Во время визита D-АСОХ в Токио проявился интерес японцев к поставкам "Кондоров". В начале 1939 г "Дай Ниппон кабушики каиша" (Японо-маньчжурская авиакомпания) подписала контракт на пять Fw.200b. Затем последовало соглашения с финнами на поставку двух "Кондоров". Японский контракт на пять транспортных самолетов включал еще и специальное соглашение, предусматривавшее выполнение одного из "Кондоров" в варианте дальнего морского разведчика в интересах японского флота. Ко времени заключения этих контрактов уже шли работы над прототипом B-серии - Fw.200-V10, и Танк решил переделать этот самолет в вариант разведчика по японским требованиям. Таким образом он полетел позже некоторых самолетов B-серии, построенных по японскому и финскому контрактам. Однако, последними "Кондорами" ушедшими на экспорт, стали два бразильских Fw.200a-0, поставленные в августе 1939 г. Ко времени окончания работ по самолетам B-серии в Европе уже начались боевые действия, и экспортные планы были отложены. Некоторые из этих машин поступили в Люфтганзу. Единственный Fw.200b-1 получил наименование "Хольштейн" D-ASBR, а три Fw.200b-2 стали D-ABOD "Курмарк", D-AMHL "Поммерн" (после списания D-AXFO) и D-ASHH "Гессен". Карьера "Кондоров" в составе Люфтганзы была не особо яркой - авиакомпания никогда не имела более четырех самолетов одновременно. Когда началась война, в Люфтганзе числились Fw.200-V4, V5, V7, и V9. Fw.200-V6, на котором в Москву летом 1939 г летал Риббентроп, и VЗ числились в транспортном резерве на аэродроме Берлин-Темпельгоф. Кроме них в составе люфтваффе к началу войны "Кондоров не было. Зимой 1939-40 гг Люфтганза на короткое время пополнилась четырьмя Fw.200b, но уже весной большинство "Кондоров" было включено люфтваффе в состав специальной транспортной части К.Gr.z.b.V.105. Она в апреле 1940 г с аэродрома Киль-Хольтенау использовалась для поддержки немецкого вторжения в Норвегию. Впоследствии два Fw.200b были возвращены "Люфтганзе", которая использовала их вместе с V4 и V5 до 1941 года, когда V4 был списан вместе с одним Fw.200b (D-АBOD). Таким образом флот "Кондоров" авиакомпании сократился до двух машин. В 1943 году был потерян V5, а Fw.200b-2 (D-ASHH) довелось совершить 14 апреля 1945 г последний плановый рейс Люфтганзы по маршруту Барселона-Берлин. Этот самолет был потерян неделей позже, когда 21 апреля поспешно загруженный багажом генеральном штаба, он стартовал на Барселону через Мюнхен. Его пилот - флюг-капитан Кюнстль - был уверен в отсутствии угрозы со стороны истребителей союзников из-за плохой погоды на маршруте. Самолет благополучно достиг Мюнхена, взлетел и исчез... Расследование обстоятельств его исчезновения велось в Германии, Испании и Швейцарии в течение нескольких лет, но только в 1954 г загадка была решена. В Баварии под Пизенкофеном были найдены доказательства того, что горящий самолет рухнул на землю, погребя всех своих пассажиров. Только один гражданский "Кондор" дожил в Германии до конца войны - Fw.200b-2 "Поммерн". Первоначально построенный по японскому заказу, самолет использовался в так называемой эскадрилье "четырехмоторных транспортных самолетов", названной впоследствии 290-й транспортной, под командованием шефа воздушного транспорта Берлина. Fw.200c Когда началась война в Европе, работы по переоборудованию Fw.200-V10 в морской разведчик по японскому заказу еще не закончились. Конструкция фюзеляжа осталась почти без изменений. Наверху перед крылом была установлена башенка с пулеметом МG-15. Под фюзеляжем монтировалась короткая гондола, сдвинутая к правому борту. В ней размещался наблюдатель и устанавливался пулемет МG-15 для стрельбы вперед и назад. Большая часть фюзеляжа была занята топливными баками, на полу вертикально монтировались две фотокамеры, а за ними было место фотооператора. В начале боевых действий немцы оказались полностью лишенными самолета, способного действовать по британскому судоходству в Атлантике на значительном удалении. Командование люфтваффе надеялось на использование в качестве дальнего разведчика "Хейнкеля" Не.177, но он все еще оставался величиной неизвестной, так как только поступил на испытания. В результате РЛМ срочно выдало заказ на исследования возможностей приспособить "Кондор" в качестве временного разведчик-бомбардировщика до начала выпуска Не.177. Четырехмоторный гражданский самолет был рассчитан на четверых членов экипажа и 26 пассажиров; его конструкция не была приспособлена к перегрузкам, характерным для боевых самолетов. Тем не менее конструктора "Фокке-Вульфа", исходя из опыта переоборудования V10 в разведчик, предложили модернизированный вариант Fw.200c, который бьш тут же принят РЛМ. Началась подготовка серийного производства. Конструкция почти не отличалась от самолетов B-серии, кроме усиления некоторых узлов. Двигатели остались ВМW-132Н, как и на Fw.200b-2, но с несколько переделанными гондолами - была увеличена длина капотов. Из-за возросшего веса потребовалась установка сдвоенных колес главных стоек шасси. В сентябре 1939 г были заказаны 10 предсерийных Fw.200c-0. Одновременно готовилось производство и серийных С-1. Первые самолеты серии были по сути переделанными Fw.200b, сборка которых началась еще до войны. Работы над первыми четырьмя самолетами уже зашли так далеко, что поздно было что-либо менять. Их закончили в транспортном варианте без вооружения, но с двухколесными стойками, новыми капотами двигателей и трехлопастными винтами изменяемого шага. Первый из четырех - Fw.200c-0 был закончен в январе 1940 г и получил обозначение D-ASVX "Тюринген". Самолет должен был поступить в Люфтганзу, но, не успев сделать ни одного рейса, был принят в состав люфтваффе (NA+WN). Вместе со следующими тремя машинами он был поставлен в К.Gr.z.b.V.105 для поддержки вторжения в Норвегию.
|