Следующим театром военных действий, на котором появились Ju-87, стало Средиземноморье. 2 сентября 1940 г. их впервые применила в налете на Мальту итальянская авиация. В начале января 1941 г. в рамках операции Mittelmeeг из Норвегии на Сицилию перебазировались 79 "Штук" из Stab/StG 3, I/StG l и II/StG 2. Уже 10 января они тяжело повредили английский авианосец Illustrious, a 23 января потопили новейший английский легкий крейсер Southampton водоизмещением 11350 т. Балканы стали следующей целью Ju-87. С 6 по 27 апреля около 150 немецких и итальянских Ju-87 "паровым катком" прошлись по территории Югославии и Греции, от Белграда до Афин. Во время операции Marita Люфтваффе потеряли 29 "Штук". Завершающим аккордом кампании стала высадка на Крит (операция Merkur) в конце мая 1940 г. Для нападения на Советский Союз Люфтваффе располагало 324 Ju-87B. На севере наступление поддерживали пикирующие бомбардировщики из IV(Stuka)/LG1 5-ого воздушного флота. С группой армий "Центр", наступавшей на Москву, взаимодействовал 2-й воздушный флот. В его состав входили II (эскадра StG 77 в полном составе) и VIII (II и III/StGl, I и III/StG2) Fligerkorps. "Штуки" действовали по хорошо отработанному в Польше, Западной Европе и на Балканах сценарию, уничтожая аэродромы и узлы обороны, сея панику и страх. В конце лета VIII Fligerkorps в составе I и III/StG2 передали в группу армий "Север", наступающую на Ленинград. Они неоднократно участвовали в бомбежках базы Балтийского флота - Кронштадт. 23 сентября 1941 г. оберлейтенанта Hans-Ulrich Rudel, самый известный летчик, воевавший на Ju-87, выполнил свой знаменитый боевой вылет. Его целью стал советской линейный корабль "Марат". Прямым попаданием 1000-кг бомбы в переднюю 305-мм орудийную башню ему оторвало носовую часть. Корабль больше никогда не вышел в море, но уже 15 октября две его оставшиеся башни открыли огонь по противнику. Другим летчикам удалось потопить лидер эсминцев "Минск", тральщик ╧31 и подводную лодку М-74. Летчики эскадры StG 77, переброшенной на юг, 11 ноября тяжело повредили крейсер "Червона Украина", который затонул на следующий день. Очевидные успехи применения "Штуки", с другой стороны сопровождались значительными потерями, которые к концу года составили 394 машины. Весной 1942 г. "Штуки" из VIII авиакорпуса приняли участие в осаде Севастополя, а последней крупной операцией в которой приняли участие Ju-87B стала Сталинградская битва, после которой "Берту" можно было встретить только в учебных частях. Наиболее активно, из союзников Германии, Ju-87B/R применяла Италия. Первые, сформированные в августе-сентябре 1940 г., части пикировщиков (96╟ и 97╟ Gruppo Tuffatori) итальянцы бросили против Мальты. Позже были сформированы еще три группы - 101╟ , 102╟ и 121╟ Gruppo Tuffatori. Северная Африки и бассейн Средиземного моря стали для них основным театром военных действий. Описание конструкции. Ju-87B - двухместный одномоторный цельнометаллический низкоплан с неубирающимся шасси. Применялся в качестве пикирующего бомбардировщика. Фюзеляж. Цельнометаллический овальный в сечении фюзеляж состоял из трех частей: передней с мотором и его системами, средней с кабиной экипажа и задней, к которой крепилось хвостовое оперение. Средняя часть представляла с центропланом единую конструкцию и собиралась из семи шпангоутов и четырех продольных стрингеров. Задняя (хвостовая) часть состояла ив двух половинок - верхней и нижней. Они собирались в горизонтальной плоскости на болтах, а изнутри были усилены приклепанными стрингерами и полушпангоутами (с 8-го по 16-ый). Хвостовое оперение. Однокилевое цельнометаллическое оперение с подкосным стабилизатором. На каждом руле высоты было по два триммера. Внутренние триммеры служили летчику для облегчения управления самолетом, а наружные триммеры были связаны с автоматом пикирования Abfanggerat и тормозными щитками. Характерным штрихом внешнего вида стабилизатора и в целом всего самолета были весовые компенсаторы в виде полукруглых сегментов на концах рулей высоты. Крыло. Было выполнено но схеме "обратная чайка" с характерной W-образной формой. Центроплан собирался в единую конструкцию со средней частью фюзеляжа, а его силовой набор был образован двумя изогнутыми лонжеронами, шестью нервюрами и двумя полунервюрами. W-образность крыла позволила уменьшить размеры и массу неубирающихся стоек шасси. В центроплане удалось разместить объемные топливные баки. Лючки заливных горловин этих баков находились сверху на центроплане по обеим сторонам фюзеляжа. Трапециевидные консоли с изломом по задней кромке крепились к центроплану в четырех точках к переднему и заднему лонжеронам. Гладкая дюралевая обшивка была приклепана к силовому набору, состоявшему из двух лонжеронов и 21 нервюры (у Ju-87C - 20 нервюр). Четыре щелевых закрылка и два щелевых элерона обеспечивали сохранение хороших летных данных на всех этапах полета - взлете, пикировании и посадке. Эта типичная для фирмы Junkers конструкция называлась Doppelflugel ("двойное крыло"). Элероны имели внешнюю весовую компенсацию и были оборудованы триммерами. На переднем лонжероне располагались тормозные щитки в виде профилированных пластин размером 2300x160 мм с продольной щелью. Закрылки и тормозные щитки имели гидравлическую механизацию. При бомбометании с пикирования тормозные щитки управлялись автоматом пикирования Ahfanggerat. Ju-87C был оснащен складывающимися консолями крыла, которые на прототипах складывались вручную (на С-1, по некоторым данным, с помощью гидравлики). В передней кромке левой консоли - посадочная фара. Сверху на каждой консоли - лючки для обслуживания крыльевых пулеметов MG 17. Консоли Ju-87R были оборудованы дополнительными топливными баками и системой топливопроводов для подачи топлива из подвесных баков. Шасси. Неубирающиеся, классической конструкции. Основные стойки накрывались съемными обтекателями и были взаимозаменяемы для правой и левой стоек шасси. Амортизация стоек - маслянно-пневматическая. Размеры основных колес - 840x300 мм. Заводской доработанный комплект U-4 предусматривал установку "Штуки" на лыжное шасси: размер лыж для основных стоек шасси - 3780х 1020х 519 мм, для хвостовой - 1005х 440x200 мм. Кабина. Размещалась в средней части фюзеляжа между вторым и пятым шпангоутами. На третьем усиленном шпангоуте устанавливалась силовая противокапотажная рама. Фонарь кабины состоял из четырех частей: переднего козырька, сдвижной части фонаря у летчика, неподвижной части между летчиком и стрелком-радистом и сдвижной части с шаровой установкой пулемета MG 15 у стрелка-радиста. В фюзеляже перед передним лонжероном имелся сквозной короб-визир, который на нижней поверхности фюзеляжа закрывался застекленным люком, а изнутри из кабины - усиленной подвижной дюралюминиевой заслонкой. Через него летчик определял момент для начала пикирования на цель. На приборной доске, на правом и левом бортах размещался полный комплект приборов контроля систем самолета и навигационных приборов, между летчиком и стрелком-радистом находилась радиостанция FuG VIIa (коротковолновая). Прицел - коллиматорный Revi С 12/С. Для определения углов пикирования на правой стороне сдвижной части фонаря наносились специальные метки, а в козырьке кабины слева крепились оптические указатели угла пикирования. Винтомоторная группа. 12 - цилиндровый Л - образный мотор жидкостного охлаждения Jumo211Dа мощностью 1200 л. с. (на части В-1 и всех R-1 мощностью 1140 л. с.) с системой непосредственного впрыска (на Ju-87B-0, В-1 - Jumo211A мощностью 1000 л.с.). Деревянный широколопастный винт Junkers VS-5 изменяемого шага имел диаметр 3,40 м (на Ju-87B-0 - металлический винт Jumo Hamilton HPA III). Мотор с рамой из магниевого сплава "электрон", монтировался в четырех точках на первом усиленном шпангоуте. Управление мотором, автомат перекоса лопастей винта были объединены с автоматом пикирования в единый механизм, который управлял подачей топлива в двигатель, работой створок водяного и масляного радиаторов, поворотом лопастей винта, систем механизации крыла и оперения. Системы и оборудование. Водяной радиатор (смесь 50% воды и 50% этиленгликоля) устанавливался под мотором и т. н. "бороде", которая была снабжена регулируемыми створками во входном и выходном отверстиях. На Ju-87B-2/R-2, С-1 и небольшом числе В-1 эти створки были выполнены в виде "юбки" (сечение выходного отверстия на Ju-87В-0, В-1, R-1, C-0 регулировалось большим "совком"). Механизм работы створок - гидравлический. Маслорадиатор размещался над мотором. Воздух в него попадал через профилированный несимметричный воздухозаборник и выходил через подвижную створку с гидроприводом. Верхний (31 л) и нижний (37л) маслобаки размещались за первым шпангоутом, которая служила противопожарной перегородкой. Циркуляция масла автоматически регулировалась термостатами и в зависимости от температуры, при помощи масляных помп, направлялась по малому (через верхний маслобак) или большому (оба бака) кругу. Кислородное оборудование состояло из восемнадцати 3-л баллонов в левой консоли и двух дыхательных аппаратов на правом борту кабины. Два металлических протектированных топливных бака объемом 480 л располагались в центроплане. На Ju-87C их объем был увеличен до 500 л, a Ju-87R получил два дополнительных 150-литровых топливных бака в консоли. При необходимости под консолями Ju-87R и С можно было подвешивать два 300-литровых бака. При этом общий объем топлива увеличивался до 1100 и 1380 л соответственно. Запуск мотора осуществлялся электростартером или вручную с помощью ручки через лючок на левой стороне капота мотора. Электрооборудование запитывалось от генератора мощностью 2 кВт или аккумулятора емкостью 7,5 А/ч. Напряжение в бортовой сети - 24 В. Радиооборудование включало коротковолновую радиостанцию FuG VIIa с приемником Е5а и передатчиком S6b. В 1940 г. Ju-87B-2/R-2 и небольшое число Ju-87B-1/R-1 (в основном командирские машины) получили УКВ-радиостанцию FuG25IFF, работающую как ответчик системы распознавания "свой - чужой". Небольшое число Ju-87B-2/R-2 к концу года получили радиополукомпас Peil GIV с антенной в обтекателе под фюзеляжем (буксируемая антенна радиостанции FuG VIIa при этом не устанавливалась). Переговорное устройство EiV la обеспечивало связь летчика со стрелком-радистом. Вооружение и бронирование. Состояло из двух неподвижных 7,92-мм пулеметов MG 17 (с боезапасом по 1000 патронов на ствол) в консолях крыла и одного подвижного 7,92-мм пулемета MG 15 в шаровой установке Linsenlafette Z10d, боезапас которого располагался в дисках на правом борту кабины стрелка-радиста. Бомбовая нагрузка размещалась на трех узлах подвески и достигала 1000 кг (у Ju-87В-1 - только 700 кг). На центральный подфюзеляжный бомбодержатель ETC 500 или ETC 1000/500 (в зависимости от веса бомбы) могли подвешиваться три типа бомб: 250-кг SC/SD250, 500-кг SC/SD500 и 1000-кг SC/PC1000. Последняя бомба подвешивалась на специальном переходнике, и ее мог поднять в воздух только Ju-87В-2. С помощью Н-образной вилки-трапеции бомба с центрального бомбодержателя во время бомбометания с пикирования отводилась за пределы площади, ометаемой винтом. На консольные бомбодержатели ETC 50 подвешивались двадцать 10-кг бомб SC10 или четыре 50-кг SC50 (на Ju-87R и С на них подвешивались 300-литровые топливные баки). Вылет с максимальной 1000-кг бомбовой нагрузкой выполнялся без стрелка-радиста. Первоначально на самолете отсутствовало какое-либо бронирование, затем на последних сериях Ju-87B-2/R-2 начали устанавливать новое бронированное кресло летчика.
Модификация | Ju-87b-2 | Размах крыла, м | 13.60 | Длина, м | 11.10 | Высота, м | 4.01 | Площадь крыла, м2 | 31.90 | Масса, кг | | пустого самолета | 2750 | нормальная взлетная | 4090 | Тип двигателя | 1 ПД Junkers Jumo-211Da | Мощность, л.с. | 1 х 1200 | Максимальная скорость , км/ч | | у земли | 338 | на высоте | 380 | Крейсерская скорость , км/ч | 336 | Макс. скорость пикирования , км/ч | 650 | Практическая дальность, км | 790 | Боевая дальность, км | 600 | Cкороподъемность, м/мин | 333 | Практический потолок, м | 8000 | Экипаж | 2 | Вооружение: | два крыльевых 7.9-мм пулемета МG-17 и один 7.9-мм пулемет МG-15 на подвижной установке назад; 1х500кг или 1х250кг + 4х50кг бомб, максимально - до 700 кг бомб |
|