Четверг, 25.04.2024, 07:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Другие сайты
Развитие сайта
Категории раздела
Общий [24]
Бомбы [2]
Мины [9]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » Вооружние » Мины

Luftmine B (LMB). Часть 1
Часть 1           Часть 2           Часть 3

Германская авиационная  донная мина LMB
(Luftmine B  (LMB))

29 октября 1955 года в 1 час 30 минут на рейде  Севастополя произошел взрыв, в результате  которого   флагман Черноморского флота  линейный корабль "Новороссийск" (бывший  итальянский "Giulio Cezare") получил пробоину в  носовой части. В 4 часа 15 минут линкор вследствие  неостановимого поступления воды в корпус  перевернулся и затонул.

Правительственная комиссия, расследовавшая  причины гибели линкора, наиболее вероятной  причиной назвала взрыв под носовой частью  корабля немецкой морской донной неконтактной  мины   типа  LMB или RMH, или же   одновременно двух мин той или  другой марки.

У большинства исследователей, которые  занимались этой проблемой,  такая  версия  причины события вызывает серьезные  сомнения.   Они полагают, что мина типа LMB или  RMH, которая возможно могла лежать на дне бухты  (водолазы в 1951-53 годах обнаружили 5 мин типа LMB и 19  мин RMH), не имела достаточной мощности, и ее  взрывное устройство к 1955 году не могло   привести мину к взрыву.

Однако,  противники  минной версии, в  основном упирают на то, что к 1955 году батареи  питания в минах были полностью разряжены и  поэтому взрывные устройства не могли сработать.
В общем то,  это совершенно верно, но обычно  этот тезис  для   сторонников минной  версии  недостаточно убедителен, поскольку  оппоненты не рассматривают характеристик минных  устройств. Некоторые из сторонников минной  версии полагают, что по каким то причинам,  часовые устройства, имеющиеся в минах, не  отработали как положено, а вечером 28 октября,  будучи потревоженными, вновь пошли, что и привело  к взрыву. Но и они не   доказывают свою точку  зрения расмотрением устройства мин.

Автор попытается настолько полно, насколько  это сегодня возможно, описать   конструкцию  мины LMB, ее характеристики и способы приведения в  действие. Надеюсь, что эта статья   внесет хоть  немного  ясности в выяснение причин этой  трагедии.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Автор не является  специалистом в области морских мин, и поэтому к  нижеизложенному материалу стоит относиться  критически, хотя он и  построен  на  основании служебных источников.  Но что  делать,  коли специалисты в морском минном  оружии не спешат познакомить людей  с  немецкими морскими минами.
Пришлось взяться за это дело сугубому  сухопутчику. Если кто либо из морских  специалистов сочтет нужным и возможным  поправить меня, то я  буду искренне рад внести  исправления и уточнения в эту статью. Одна  просьба - не ссылаться на вторичные источники  (художественные произведения, мемуары ветеранов,  чьи то байки, оправдания флотских офицеров,  причастных к событию). Только служебная  литература (инструкции, технические описания,  руководства, памятки, служебные справочники,  фотографии, схемы).

Германские  морские, устанавливаемые с  самолетов  мины серии  LM (Luftmine) являлись  наиболее распространенныим и наиболее часто  применяемыми из всех донных мин неконтактного  действия. Они  были представлены пятью  различными типами  мин, устанавливаемых с  самолетов.
Эти типы обозначались как LMA, LMB, LMC, LMD, и LMF.
Все эти мины были минами неконтактного действия,  т.е. для их срабатывания не требовалось  непосредственного контакта судна с датчиком  цели данной мины. 

Мины LMA и LMB  являлись донными минами, т.е.  после сбрасывания ложились на дно.

Мины  LMC, LMD и LMF  являлись якорными минами,  т.е. на дно ложился  только якорь мины, а сама  мина   располагалась на определенной глубине  подобно обычным морским минам контактного  действия. Однако мины LMC, LMD и LMF размещались на  глубине, большей, нежели осадка любого корабля.

Это связано с тем, что донные мины должны  устанавливаться на глубинах не превышающих 35  метров, с тем, чтобы взрыв мог причинить кораблю  значительные повреждения.  Таким образом,  значительно ограничивались глубины их  применения.

Якорные же мины неконтактного действия могли  устанавливаться  при тех же  глубинах моря,  что и обычные контактные якорные мины, имея перед  ними то преимущество, что их можно ставить не на    заглубление, равное  или меньшее чем    осадки кораблей, а значительно глубже и тем самым  затруднять свое траление.

В Севастопольской бухте из-за ее небольших  глубин (в пределах 16-18 метров до  слоя ила)  применение мин  LMC, LMD и LMF было нецелесообразно,  а мина LMA, как выяснилось еще в 1939 году, имела  недостаточный заряд (вдвое меньше, чем в LMB) и ее  производство было прекращено.

Поэтому, для минирования бухты немцами  применялись из этой серии только мины LMB. Мин  других марок этой серии как в период войны, так и  в послевоенное время обнаружено не было.

Мина LMB.

Мина LMB  разрабатывалась  фирмой Dr.Hell SVK  в  1928-1934 годах и была принята на вооружение  Люфтваффе в 1938 году.

Существовала в четырех основных моделях-  LMB  I, LMB II, LMB III и LMB IV.

Мины LMB I, LMB II, LMB III  внешне между собой были  практически неразличимы и очень похожи на мину  LMA, отличаясь от нее большей длиной ( 298см. против  208см.) и весом заряда (690 кг. против 386кг).

LMB IV была дальнейшим развитием мины  LMB III. lmb-1.jpg (18096 bytes)Прежде всего,  она отличалась  тем, что    цилиндрическая часть корпуса  мины, исключая отсек взрывного устройства,  изготавливалась из водостойкой    пластифицированной прессованой бумаги  (пресс-штофа). Полусферический нос мины    изготавливался  из бакелитовой мастики. Это  диктовалось частично характеристиками    экспериментального  взрывного устройства  "Wellensonde" (AMT 2), и частично  нехваткой  алюминия.

Кроме того, существовал вариант мины LMB с  обозначением LMB/S, который отличался от других  вариантов тем, что не имел парашютного отсека,    и эта мина устанавливалась с различных  плавсредств (корабли, баржи). В остальном она  ничем не отличалась.

Однако, в Севастопольской бухте обнаруживались    только мины с корпусом из алюминия, т.е. LMB I, LMB  II или LMB III, которые  отличались друг от друга  только мелкими конструктивными особенностями.

Поэтому дальше речь будет идти просто о мине LMB.

В мину LMB могли устанавливаться  следующие  взрывные устройства:
* магнитное  М1 (оно же E-Bik, SE-Bik);
* акустическое А1;
* акустическое А1st;
* магнитно-акустическое  МА1;
* магнитно-акустическое  МА1a;
* магнитно-акустическое МА2;
* акустическое с низкотональным контуром АТ2;
* магнитно-гидродинамическое  DM1;
* акустико-магнитное с низкотональным контуром AMT  1.

Последнее являлось экспериментальным и  сведений о его установке в мины не имеется.

Также могли устанавливаться модификации  вышеприведенных взрывных устройств:
*M 1r, M 1s - модификации взрывного устройства М1,  оснащенные приборами против траления магнитными  тралами
* магнитное M 4 (оно же Fab Va);
* акустическое A 4,
* акустическое A 4st;
* магнитно-акустическое MA 1r, снабженное прибором  против траления магнитными тралами
* модификация MA 1r под обозначением MA 1ar;
* магнитно-акустическое MA 3;

Основные характеристики мины LMB:

Корпус -алюминий или пресс-штоф
Размеры габаритные:-диаметр 66.04 см.
-длина 298.845см.
Общий вес мины-986.56 кг.
Вес заряд взрывчатого вещества -690.39 кг.
Тип взрывчатого веществагексонит
Используемые взрывные  устройства  -М1, М1r, M1s, M4, A1, A1st, A4, A4st, AT1, AT2, MA1, MA1a,  Ma1r, MA1ar, MA2, MA3,  DM1
Используемые дополнительные  устройства -часовой механизм приведения мины  в боевое положение типов UES II, UES IIa
-таймерный самоликвидатор типа VW  (может не устанавливаться)
-таймерный нейтрализатор типа ZE III  (может не устанавливаться)
-устройство необезвреживаемости  типа ZUS-40 (может не устанавливаться)
-бомбовый взрыватель типа LHZ us Z(34)B
Способы установки- сбросом с парашютом с самолета
-сбросом с плавсредства (вариант  мины LMB/S)
Глубины применения мины - от 7 до 35 метров.
Дистанции обнаружения цели-от 5 до 35 метров
Варианты использования  мины- неуправляемая  донная мина с  магнитным, акустическим,    магнитно-акустическим  или  магнитно-барометрическим   датчиком цели,
Время приведения в боевое  положение -от 30 мин. до 6 часов через 15 мин.  интервалы или
-от 12 час. до 6 суток через 6-часовые  интервалы.
Самоликвидаторы:                                   
                            гидростатический (LiS)- при подъеме мины на глубину  менее 5.18м.
                          таймерный  (VW)- по времени от 6 часов до 6 суток с  6-часовыми интервалами  или нет
              гидростатический  (LHZ us Z(34)B)-если мина после сброса не  достигла глубины 4.57м.
Самонейтрализатор                             (ZE III)-через 45-200 суток   (мог не  устанавливаться)
Прибор кратности                               (ZK  II)- от 0 до 6 кораблей или
- от 0 до 12 кораблей или
- от 1 до 15 кораблей
Защита от вскрытия мины-да
Время боевой работы -определяется исправностью  батарей питания. Для мин с акустическими  взрывными устройствами от  2 до 14 суток.

lmb-2.jpg (21152 bytes)Гексонит это смесь гексогена (50%)  с нитроглицерином (50%).  Мощнее  тротила на  38-45%. Отсюда масса заряда в тротиловом  эквиваленте составляет  939-1001 кг.

Устройство мины LMB.

Внешне это алюминевый цилиндр с закругленной  носовой частью и открытой хвостовой частью.

Конструктивно мина состоит из трех отсеков:

*отсек основного заряда, в котором размещается  основной заряд, бомбовый взрыватель LHZusZ(34)B, часы  приведения взрывного устройства в боевое  положение UES с  гидростатическим устройством  самоликвидации LiS, гидростатическим механизмом  включения промежуточного детонатора и  устройством необезвреживаемости бомбового  взрывателя ZUS-40..
Снаружи этот отсек имеет бугель для подвески к  самолету, три лючка для заполнения отсека  взрывчаткой и лючки для UES, бомбового взрывателя  и механизма включения промежуточного  детонатора.

*отсек взрывного устройства, в котором  размещается взрывное устройство, с прибором  кратности, таймерным самоликвидатором,  таймерным нейтрализатором, устройством  необезвреживаемости и устройством защиты от  вскрытия.

*парашютный отсек, в котором размещается  уложенный парашют. В этот отсек выходят  оконечные устройства некоторых взрывных  устройств ( микрофоны, датчики давления).

UES (Uhrwerkseinschalter). В мине LMB использовались  часовые механизмы приведения мины в боевое  положение типов UES II или UES IIa.

UES II - это гидростатический часовой механизм,    который  начинает  отсчет времени  только если мина  окажется на глубине равной  5.18 м. или более.  Включается он срабатыванием  гидростата, который высвобождает анкерный  механизм часов. Следует знать, что часовой  механизм UES II продолжит свою работу даже если в  это время мину извлечь из воды.
UES IIa  аналогичен  UES II, но прекращает свою  работу если мину извлечь из воды.
Размещается UES II   под   лючком  на боковой  поверхности мины с противоложной стороны бугелю  подвески на расстоянии 121.02 см. от носа. Диаметр  лючка 15.24 см., закреплен стопорным кольцом.

lmb-97.jpg (11554 bytes)Оба типа UES могли снабжаться  гидростатическим устройством неизвлекаемости LiS  (Lihtsicherung), которое замыкало батарею питания на  электродетонатор и взрывало мину, если ее  поднимать и она окажется   на глубине меньше,  чем 5.18м. При этом LiS могло   подсоединяться  непосредственно в цепь UES и активизировалось  после того, как UES отработает свое время, или же  через форконтакт (Vorkontakt), который активизировал  LiS через  15-20 минут, после начала работы UES.  Посредством LiS обеспечивалась невозможность  подъема мины на поверхность после ее сброса с  плавсредства.

Часовой механизм UES можно предварительно  установить на требуемое время приведения мины в  боевое положение в пределах от 30 минут до 6 часов  через 15-минутные интервалы. Т.е. мина    приведется  в боевое положение  после  сброса через 30 минут, 45 мин, 60 мин., 75 мин.,......6  часов.
Второй вариант работы UES  - часовой механизм  можно предварительно установить на время  приведения мины в боевое положение в пределах от    12 часов  до 6  суток lmb-95.jpg (13989 bytes)  через 6-часовые интервалы. Т.е. мина    приведется  в боевое положение  после  сброса через  12 часов, 18 час, 24 час,......6 суток.  Проще говоря, при попадании мины в воду на  глубину 5.18м. или глубже сначала  отработает  свое время задержки UES и лишь затем начнется  процесс настройки взрывного устройства    Собственно, UES это  предохранительное  устройство, позволяющее своим кораблям  безопасно  перемещаться вблизи мины  определенное, известное им время. Например, при  продолжающихся работах по минированию  акватории.

Бомбовый взрыватель (Bombenzuender) LMZ us Z(34)B.  Его  основная задача  заключается в том, чтобы  взорвать мину , если она  не достигнет    глубины 4.57.м. до истечения 19 секунд с момента  касания поверхности.
Взрыватель располагается на боковой поверхности  мины  на 90 градусов от бугеля подвески на 124.6  см. от носа. Лючок диаметром 7.62см. закреплен  стопорным кольцом.
В конструкции взрывателя имеется  таймерный  механизм часового типа, который расстопаривает  инерционный грузик через 7 секунд после того, как  из взрывателя извлечена предохранительная чека  (чека соединена тонкой проволокой со  сбрасывающим устройством самолета). После  касания мины поверхности земли или воды движение  инерционного грузика запускает таймерный  механизм, который через 19 секунд вызывает  срабатывание взрывателя и взрыв мины, если  имеющийся во взрывателе гидростат, до этого  момента не застопорит таймерный механизм. А  гидростат сработает, только если мина к этому  моменту достигнет глубины не меньше 4.57 метра.
По сути дела этот взрыватель является  самоликвидатором мины на тот случай, если она  упала на землю и на мелководье и может быть  обнаружена противником.

Категория: Мины | Добавил: trupp (16.03.2009)
Просмотров: 4679
RotOr Studio © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz