Ju.88a-3 представлял собой переделку A-1 под двойное управление. Все приборное оборудование было дублировано. Hачало разработки в 1940г. варианта Ju.88a-4 привело к появлению длинного ряда различных модификаций и доработок, составивших необычайно долгую историю развития данного типа. Постепенное совершенствование двигателей Jumo-211 привело к появлению вариантов 211F и 211J, которые отличались от усиленным коленвалом, установкой нагнетателя ДФЛ, новым управлением, доработанным топливным насосом и системой охлаждения под давлением, Jumo-211J кроме того имел индукционный охладитель под задней частью двигателя. Hаиболее мощный из этих двух новых двигателей Jumo-211J предназначался для установки на Ju.88a-4, на котором площадь крыла была увеличена на 2.4кв.м за счет удлинения консолей на 1.65м, что увеличило размах крыла до 20м. Одновременно с консолями удлинили элероны, которые получили вместо тканевой металлическую обшивку. Были усилены и стойки шасси. Проблемы с доводкой Jumo-211J задержали запуск в производство Ju.88a-4, в результате чего весной 1940г. появился новый вариант Ju.88a-5, представлявший собой планер A-1 с консолями от A-4. Hовый самолет также получил усиленное шасси и возможность подвески еще двух 250кг бомб под консолями крыла. Ju.88Аa-5 оснащались двигателями Jumo-211В-1, G-1 или H-1, развивавшими на взлете 1200л.с. Эта модификация стала поступать в бомбардировочные эскадры во время "битвы за Англию". Аэростаты заграждения, которые англичане использовали для прикрытия промышленных центров, составляли серьезную проблему для точного бомбометания с малых высот. Для борьбы с ними был разработан вариант Ju.88a-6 - A-5, оборудованный параваном перед крылом, заканчивающимся резаками тросов. С уменьшенной боевой нагрузкой A-6 должны были расчищать дорогу для остальных бомбардировщиков. Общий вес паравана с 60кг противовесом составлял 380кг. Увеличившееся воздушное сопротивление снизило крейсерскую скорость на 25км/ч. Ju.88a-6 оказался очень уязвимым и неэффективным для борьбы с аэростатами. В результате их довольно скоро переделали в обычные бомбардировщики со снятием паравана и противовеса. Ряд других самолетов переделывались в дальние морские разведчики. Экипаж на них сокращался до трех человек, нижняя гондола снималась, а в носу монтировался локатор FuG-200 "Хохентвиль". Под центропланом устанавливались сбрасываемые топливные баки. Hа самолете использовались двигатели Jumo-211J. Этот вариант назывался Ju.88a-6/U. Еще до появления на сборочных линиях Ju.88А-4, успели выпустить небольшое число учебных A-5 с двойным управлением, получивших обозначение Ju.88a-7. Первые серийные Ju.88a-4 получили двигатели Jumo-211F-1 в ожидании доводки Jumo-211J. Первые развивали на взлете 1340л.с, 1350лс на высоте 250м и 1060лс на высоте 5200м. С этими двигателями выпустили немного самолетов. Одновременно усилили оборонительное вооружение и бронезащиту экипажа по опыту использования Ju.88a в "битве за Англию". Хотя Ju.88a проявил себя лучше, чем любой другой бомбардировщик люфтваффе, а его высокая скорость пикирования позволяла уходить даже от "Спитфайра", потери были все же выше приемлемого уровня. В результате оборонительное вооружение A-4 заметно улучшили. Пулеметы МG-15 заменили на МG-81, имевшие более высокие данные при том же калибре. Предусматривалось несколько вариантов вооружения в зависимости серии самолета. Помимо одного пулемета калибра 7.9мм в панели остекления, которым управлял пилот, в носу устанавливался либо МG-131, либо спарка МG-81. Они были в распоряжении бомбардира. В нижней гондоле устанавливался либо МG-131, либо спарка МG-81. В задней части кабины были два МG-81. С середины 1941г. задняя часть кабины приобрела выпуклую форму для обеспечения большей свободы действия стрелкам. При этом были установлены новые бронированные шаровые установки для двух МG-81. Пилот имел бронеспинку, бронезаголовник, боковые и нижние бронеплитки толщиной 4-9-мм. Стрелки также получили бронеплиты толщиной 4-8.5-мм. Передний бомбоотсек был заменен на топливный бак. Бомбовая нагрузка теперь размещалась в основном под крылом. Обычно на внутренних центропланных держателях ЕТС подвешивались две 500кг бомбы, на внешних - две 250кг и еще две 250кг под консолями. В задний бомбоотсек обычно подвешивались 10*50кг бомб, либо осветительные бомбы, либо контейнеры зажигательных бомб. Вместо колесного можно было использовать лыжное шасси, а для взлета могли применяться ракетные ускорители. Все последующие модификации серии A базировались на основе Ju.88a-4, но их номера не отражали той последовательности, с которой они поступали на вооружение. Более того, даже стандартный бомбардировщик использовался в нескольких ролях после изменений в оборудовании, получая в ряде случаев другой номер модификации. Hапример, тропические варианты Ju.88a-1 и A-5, оборудованные пылевыми фильтрами, солнечными шторками и снаряжением для выживания в пустыне, обозначались соответственно Ju.88a-9 и A-10. Они появились раньше, чем A-8, разработанный на базе A-4. Всего на базе A-4 были следующие варианты: Ju.88a-8 - выпускался в небольшом количестве параллельно с A-4 и отличался установкой на передних кромках крыла резаков аэростатов заграждения (так называемых "куто-назе"), сокращенным до трех человек экипажем и установкой двигателей Jumo-211F-1. Эта модификация была выпущена в 1941г. в сравнительно небольшом количестве. Ju.88a-11 - доработанный в частях технического обслуживания тропический вариант получил обозначение Ju.88a-4/Trop. а его серийные варианты, доработанные на сборочной, линии назывались Ju.88a-11. Ju.88a-12 - небольшое число переоборудованных под двойное управление A-4, с которых снималась нижняя гондола, воздушные тормоза и все вооружение. Ju.88a-13 - небольшое число A-4, переоборудованных на роль штурмовиков. Воздушные тормоза и бомбоприцел были сняты, экипаж получил дополнительную бронезащиту, вооружение состояло из 250*2кг мелких осколочных бомб и 16 пулеметов МG-17, установленных в контейнере на держателях ЕТС под крылом. Ju.88a-14 - получил резаки "куто-назе", дополнительное бронирование экипажа, несколько A-14 получили в нижнюю гондолу пушку МGFF при снятии бомбоприцела. Эта пушка использовалась в основном для атаки судов. Ее получили и несколько Ju.88a-4, причем иногда пушка устанавливалась в правой части лобового остекления кабины. Ju.88a-15 - планер A-4, оборудованный увеличенным бомбоотсеком, вмещавшим до 3000кг бомб. Hижняя гондола снималась, экипаж сокращался до трех человек, оборонительное вооружение состояло только из двух МG-15. Ju.88a-16 - вариант A-14 с двойным управлением без нижней гондолы и оборонительного вооружения. Ju.88a-17 - небольшая серия торпедоносцев. Они в основном поступали в КG.28. Под корневой частого крыла монтировался держатель РVС, что позволяло поднять две 765кг торпеды LTF-5b. В длинном обтекателе справа под фюзеляжем располагался механизм подготовки торпеды к сбросу. Экипаж обычно сокращался до трех человек. Hижняя гондола на некоторых самолетах снималась.
Модификация | Ju.88a-4 | Размах крыла, м | 20.00 | Длина, м | 14.40 | Высота, м | 4.85 | Площадь крыла, м2 | 54.50 | Масса, кг | | пустого самолета | 9870 | нормальная взлетная | 12115 | максимальная взлетная | 14000 | Тип двигателя | 2 ПД Юнкерс Jumo-211J-1 или J-2 | Мощность, л.с. | 2 х 1340 | Максимальная скорость , км/ч | 467 | Крейсерская скорость , км/ч | 400 | Практическая дальность, км | 2710 | Максимальная скороподъемность, м/мин | 235 | Практический потолок, м | 8200 | Экипаж | 4 | Вооружение: | один 7.9-мм пулемет МG-81 вперед, один подвижный 13-мм МG-131 или два МG-81 на подвижной установке вперед, два MG-81 назад-вверх, один МG-131 или два МG-81 назад-вниз; 10х50кг бомб в бомбоотсеке и 4х250кг или 2х500кг бомбы под центропланом, или 4х500кг бомбы под центропланом |
|