Пятница, 03.05.2024, 16:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Другие сайты
Развитие сайта
Категории раздела
Общий [24]
Бомбы [2]
Мины [9]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » Вооружние » Мины

Bombenmine BM 1000 "Monika". Часть 1

Часть 1      Часть 2       Часть 3     Часть4

-----------------------------------------------------------------------------------------

Германские  авиационные  мины серии ВМ 1000  "Моника"
(Bombenmine 1000 (BM 1000) "Monika")

(Информация к тайне гибели линкора  "Новороссийск")

Часть 1

Предисловие.

29 октября 1955 года в 1 час 30 минут на рейде  Севастополя произошел взрыв, в результате  которого   флагман Черноморского флота  линейный корабль "Новороссийск" (бывший  итальянский "Джулио Чезаре") получил  пробоину в носовой части. В 4 часа 15 минут линкор  вследствие неостановимого поступления воды в  корпус перевернулся и затонул. Истинная причина  взрыва и что именно взорвалось, несмотря на  проведенное расследование и последующие  многолетние исследования, так и не были выяснены.
Достоверно установлено, что взрыв был наружным  сдвоенным (два заряда, взорвавшиеся с  расхождением по времени в десятые доли секунды),  т.е. произошел не внутри корпуса корабля, а вне  его, и произошел он под днищем в носовой части  между 31-м и 50-м шпангоутами справа от киля. Именно  в этом месте имеется пробоина площадью около 150  кв. метров, проходящая от днища вверх через все  палубы  и выходящая на верхнюю палубу.
Все остальные параметры взрыва получены  различными исследователями рассчетным путем,  исходя из размеров и характера повреждений,  размеров и формы воронки от взрыва на грунте.

В конечном счете и правительственной комиссией  и последующими исследователями были выдвинуты  две  версии, касающиеся того, какое именно  взрывное устройство взорвалось под линкором.    Причем, правительственная комиссия основной  полагает первую версию, тогда,  как все  остальные исследователи склоняются ко второй.

Вот эти версии:

1.Под линкором взорвалась связка из двух    германских морских донных мин неконтактного  действия, установленная немцами во время   войны в период между 22.6.1941 и 9.5.1944. Т.е. это было эхо  минувшей войны, своего рода несчастный случай.

2. Под линкором  иностранными ( итальянскими  или английскими) боевыми пловцами был установлен  мощный заряд взрывчатки, который был приведен в  действие с помощью таймерного  взрывателя или  же по проводам. Т.е. это была диверсия. Фактически,  акт агрессии со стороны стран NATO.

Автор через расмотрение параметров, устройств  и принципов срабатывания  германских морских  донных неконтактных  мин  имеет намерение  дать  исследователям возможность    значительно сузить эту версию. Сузить, а не  исключить. Дело в том, что в принципе мина  необязательно могла быть немецкого образца.    Она могла быть и итальянской, и советской, и  любого государства так или иначе затронутого  войной. Впрочем, после освобождения Севастополя  и в послевоенные годы в  акватории  обнаруживались исключительно немецкие донные  морские мины. Мин конструкций других государств  обнаружено не было.

Исследователи, исключающие минную версию,  обычно исходят из того, что к октябрю 1955 года  батареи питания донных мин были уже  неработоспособны и ни одна из них сработать не  могла. В общем то это действительно так.  В те  времена не существовало батарей, способных  сохранять работоспособность столь длительное  время.

Однако, сторонники минной версии иногда  утверждают, что мина могла быть потревожена  якорной цепью линкора именно вечером 28 октября  1955 около 18 часов  в момент постановки корабля  на бочки. Это событие запустило остановившийся  много лет назад часовой механизм, который и  привел через какое то время к взрыву мины  (очевидно имея в виду некий часовой механический  взрыватель, которому электропитание не  требуется). Мол, просто сработало устройство  самоликвидации мины, которое должно было  сработать своевременно, но часовой механизм по  каким то причинам застопорился.  А вот спустя  много лет, когда линкор потревожил мину своей  якорной цепью, механизм часов вновь пошел. А под  днищем корабля мина в момент самоликвидации  оказалась чисто случайно.
Правда, обычно те, кто ссылается на эту версию, не  указывают  марки мины или взрывателя, который  мог сработать подобным образом..

Автор в статье сознательно дистанцируется от  рассмотрения вопроса относительно сохранности  источников электропитания мин и  вопроса  относительно точки взрыва (на дне бухты или под  днищем линкора). Я пытаюсь подойти к минной  версии с другой стороны и расмотреть вопрос -

"А могли ли работоспособные взрывные  устройства  немецкой морской донной мины  серии BM 1000  с датчиком цели неконтактного  действия привести к взрыву  в    обстановке  на 1.30 ночи 29 октября  1955 ?".

Напомним эту обстановку. Ночь, линкор стоит на  бочках №3  (пришвартован к носовой и кормовой  бочкам и дополнительно отдан левый якорь), т.е.  совершенно неподвижен, его винты неподвижны,  главные двигатели не работают. Глубина воды  в  данной точке  до слоя плотного ила 17.3 метра, до  истинного дна 38 метров, осадка  корабля 10.05 м.  Швартовка осуществлена в 17.22 28.10.55. Около 0 часов 29  октября от линкора отошла продуктовая баржа с  буксиром и прибыл моторный катер. С этого момента  в бухте движения судов не было.

От автора. Впрочем, автор хотел бы  получить от людей сведущих ответ на такой вопрос-  может ли корабль, стоящий на двух бочках и одном  якоре, т.е. закрепленный в трех точках, смещаться  в любом из направлении (дрейфовать) более чем на 35  метров и возвращаться обратно ? Дело в том, что  магнитные взрывные устройства мин ВМ 1000  срабатывали, когда вражеский корабль оказывался  ближе 35 метров от мины. Если при этом прибор  кратности отщелкнулся на один  проход, то  требовалось, чтобы он удалился более, чем на 35  метров и вернулся бы обратно (ну или  к мине  приблизился другой корабль). Если же корабль стал  над миной, то он может стоять над миной  неопределенно долго. Прибор кратности будет  ждать, чтобы он ушел. Потом станет ждать  следующего прохода корабля над миной.

Собственно, расматривать нужно только  непосредственно взрывные устройства немецких  неконтактных  взрывных устройств, но чтобы не  упустить из виду все обстоятельства, связанные в  немецкими донными минами автор намерен подробно  рассмотреть устройства этих мин.

В данной статье автор подробно рассматривает  устройство мин одной из серий (серию ВМ)  и  порядок, варианты их срабатывания. В последующих  статьях будут рассмотрены  немецкие морские  донные неконтактные мины других серий. Должен    также сказать, что  название "Моника"  это неофициальное жаргонное  имя собственное  мины. Но она среди моряков больше известна  как  раз под этим именем и поэтому я позволил себе  включить его в заголовок

Общее.

Германские донные неконтактные мины  подразделялись на две большие группы - флотские  (Mine der Marine) и  авиационные (Mine der Luftwaffe). Первые  конструировались фирмами по заданиям  военно-морского флота и предназначались для  установки с кораблей. Вторые по заданиям  военно-воздушных сил и предназначались для  установки с самолетов.

Собственно, разница между флотскими и  авиационными минам конструктивно невелика и эта  разница диктуется лишь особенностями доставки к  цели. Например, авиационные мины снабжаются  бугелями для подвески к самолету,  стабилизирующими или тормозными парашютами или  хвостовыми стабилизаторами (аналогичными, что  используются в авиабомбах). Столь же невелика и  разница между взрывателями для тех и других мин.

От автора. Как то трудно называть  взрывателями (Zuender) весьма сложные по конструкции  устройства, которые инициируют взрывы мин под  воздействием физических полей кораблей. В  немецком языке эти устройства называются  Zuendergeraete. Наиболее верный смысловой перевод этого  термина "Взрывное устройство", ну или  "Взрывной прибор". Так и будем ниже по тексту  их именовать.

Все взрывные устройства немецких донных  неконтактных мин по датчикам цели  подразделяются на три основных типа:
1.Магнитные (Magnetik). Реагируют на искажение  магнитного поля Земли в данной точке,  создаваемое проходящим кораблем.
2.Акустические (Akustik). Реагируют на шум винтов  корабля.
3.Гидродинамические (Unterdruck или Druck). Реагируют на  незначительное снижение давления воды.

В минах могло использоваться одно из трех  основных устройств или в комбинации с другими  основными устройствами.

Это:

1.Магнитно-акустические (Magnetik/Akustik),
2.Гидродинамически-магнитные (Druck/Magnetik),
3.Акустико-гидродинамические (Akustik/Druck),
4.Гидродинамически-акустические (Druck/(Akustik).

Эти взрывные устройства кроме основных  датчиков цели (магнитный, акустический,  гидродинамический) могли иметь дополнительные    чувствительные устройства, добавляемые к   к основным и которые, в основном,  предназначались  для  снижения вероятности    ложных срабатываний за счет того, что  корабль-цель должен был оказать влияние на  взрывное устройство своими двумя или даже тремя  физическими полями разного характера ( звуковое  нормальной или низкой частоты, инфразвуковое,  магнитное, гидродинамическое,  индукционное).

Существовали  следующие дополнительные  чувствительные устройства, которые  самостоятельно не применялись, а лишь в  комбинации в одним из трех первых  основных  взрывных устройств:

1.Низкочастотный (Tiefton). Реагирует на звуки  низкой частоты.

Находились в различных степенях стадии  разработки следующие устройства, которые  предполагалось использовать самостоятельно или  в комбинации с основными взрывными устройствами:

1.Инфразвуковые (Seismik). Реагирует на    колебания инфразвуковой частоты (5-7 герц).
2.Индукционные (J). Реагирует на близкое  перемещение металлических  масс.

Взрывные устройства, имеющие  кроме  основного датчика цели дополнительные     называют комбинированными.

В авиационных морских минах серии ВМ  использовались 2 образца  взрывных устройств с  магнитным датчиком цели, 3 с акустическим  датчиком цели,  2 с   магнитно-акустическим, 1  с акустико-гидродинамическим и 1 с  гидродинамически- акустическим..
Находилось в стадии разработки и испытаний  взрывное устройство  акустико-индукционно-гидродинамическим    датчиком цели (AJD 101). сведений об установке его в  мины не имеется.

Мины серии BM (Bombenminen).

В Германии в 1940-1944 годах были созданы или  находились в процессе конструирования    пятнадцать образцов донных мин неконтактного  действия,  объединенных общим обозначением BM  (Bombenminen),  которые предназначались для  установки с самолетов. Эти пятнадцать  образцов  были объединены  в одну группу,  поскольку  в  их конструкции    использовался принцип конструкции фугасной  авиабомбы.

Известны следующие  обозначения мин этой  серии:
BM 1000 I,
BM 1000 II,
BM 1000 C,
BM 1000 F,
BM 1000 H,
BM 1000 J-I,
BM 1000 J-II,
BM 1000 J-III,
BM 1000 L,
BM 1000 M,
BM 1000 T,
BM 500,
BM 250,
Winterballoon,
Wasserballoon.

Из всего этого многоообразия до уровня  серийного изготовления и применения были  доведены лишь мины BM 1000 I, BM 1000 II, BM 1000 H, BM 1000 M и     Wasserballoon.

В основном, все мины BM 1000 имеют одинаковое  устройство за исключением незначительных  отличий типа размеров узлов, размера бугеля  подвески, размеров лючков. 

Мина  Wasserballoon хотя и отнесена к  минам  серии BM 1000, однако значительно отличается по  своим размерам, предназначению и конструкции.  Она описывается в конце  этой части статьи.

Весо-габаритные характеристики всех мин серии  BM 1000:
-длина (по корпусу) - 162.6 см.,
-диаметр - 66.1 см.,
-общий вес -870.9 кг.,
-вес заряда - 680.4 кг.,
-тип ВВ - смесь гекосгена с тротилом 50/50.

mormine-BM-1.jpg (8313 bytes)Корпус всех мин BM 1000 состоит  из трех отдельных частей, сваренных вместе:  носовой части оживальной формы, цилиндрической  части, и хвостовой части.
Носовая часть сделана из штампованной стали, а  остальные три части сделаны из антимагнитной 18%  марганцевой стали.

На корпусе мины (1) размещаются:
2. Бугель Т-образного профиля  предназначенный  для подвешивания мины к самолету.
3. Бомбовый взрыватель (3) Rheinmetall Zuender 157/3 (RZ 157/3).
4. Защитный колпак взрывного устройства. Само  взрывное устройство помещается под этим  колпаком

Бомбовый взрыватель RZ 157/3, размещаемый в том же  точно месте, что и взрыватели обычных авиабомб,    в данном случае играет вспомогательную роль.  Его задачи следующие:
1.В момент отделения мины от самолета взорвать  два пиропатрона с помощью которых сбрасывается  носовой обтекатель (если мина укомплектована  таковым).
2.В случае, если мина  при достижении нулевой  высоты ударилась о твердый грунт, взорвать ее.
3. В случае, если после достижения миной нулевой  высоты  ее замедление находится в пределах 20-200  гр. ( попала в воду), замкнуть главный включатель  основного взрывного устройства.

Проще говоря, задача бомбового взрывателя  состоит в том, чтобы  в случае штатной ситуации  включить главный включатель мины, а при падении  на землю, взорвать мину.
Устройство взрывателя довольно простое. Прежде  всего, до подвешивания мины к самолету и  подключения взрывателя к бортjвой   электросети самолета его электросхема, не  имеющая собственных источников питания,  неработспособна и никаких действий произвести  не может. Этим обеспечивается полная  безопасность хранения и транспортировки мины.  После подвешивания мины и в момент присоединения  взрывателя к бортовой сети  самолета два  подпружиненных плунжера-контакта взрывателя    утапливаются вниз и размыкают цепь взрывателя. В  результате этого даже после этого электроцепь  взрывателя остается не подключенной к сети  самолета. И лишь в момент отделения мины от  самолета цепь взрывателя на короткое время  соединяется с электроцепью самолета и    конденсаторы взрывателя  заряжаются.

В случае, если мина ударилась о твердую  поверхность, то есть произошло замедление  большее чем 200 грамм, то инерционный стержень во  взрывателе замыкает  цепь взрывателя на  собственный детонатор и мина взрывается.
При касании мины поверхности воды, что дает  замедление в пределах между 20 и 200 граммами,  начинают вибрировать два вибрационных  замыкателя, которые  замыкают цепь взрывателя  на главный включатель мины  и начинается  отработка программы приведения взрывного  устройства в боевое положение. Но об этом ниже.

Размеры, форма защитного колпака взрывного  устройства зависят от установленного  в  данной мине взрывного устройства и комплектации  мины. Известно 10 вариантов колпака, обозначаемых  SH 1, SH 2, SH 3, SH 4, SH 5, SH 6, SH 7, SH 8,  SH 9, SH 11

Расмотрим варианты комплектации мины, от  которой зависят режимы ее сбрасывания.

Комплектация первая.

Показана на рисунке выше. Это сама мина со  взрывным устройством, закрытым защитным  колпаком любой марки кроме SH 7,  SH 8 или SH 9, и   без каких либо внешних добавлений вроде носового  обтекателя, тормозного диска, стабилизатора и    стабилизирующего парашюта. В связи с этим,  вследствие большой скорости падения,  на  применение мины имеются определенные  ограничения  - высота сбрасывания - 100-2000  метров, скорость самолета до 459 км/час, глубина  воды в месте сброса  7-35 метров. Дно моря в месте  падения мины должно быть достаточно плотным  чтобы мина могла лечь на дно в  положении  близком к горизонтальному. Это особенно важно  для магнитных датчиков цели.

http://army.armor.kiev.ua/

Категория: Мины | Добавил: trupp (16.03.2009)
Просмотров: 1846
RotOr Studio © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz