Суббота, 04.05.2024, 06:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Другие сайты
Развитие сайта
Категории раздела
Общий [24]
Бомбы [2]
Мины [9]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » Вооружние » Мины

Bombenmine 1000 (BM 1000) "Monika". Часть 3

Часть 1      Часть 2       Часть 3     Часть4

-----------------------------------------------------------------------------------------Германские  авиационные мины серии ВМ 1000  "Моника"
(Bombenmine 1000 (BM 1000) "Monika")

(Информация к тайне гибели линкора  "Новороссийск")

Часть 2

Германские морские донные мины серии ВМ 1000,  устанавливаемые с самолетов,  комплектовались  следующими взрывными устройствами  неконтактного действия:

Магнитные, т.е. реагирующие на искажение  магнитного поля Земли, проплывающим вблизи мины  кораблем:
*М 101
*М 103

Акустические т.е. реагирующие на шум винтов  проплывающего вблизи мины корабля:
*А 104
*А 105
*А 105st

Магнитно-акустические т.е. реагирующие на  сочетание искажения магнитного поля Земли и шума  винтов вблизи мины корабля:
*МА 101
*МА 102

Акустико-гидродинамические т.е.  реагирующие на шум винтов проплывающего вблизи  мины корабля и изменение давления в зоне  чувствительности мины:
*AD 104

Гидродинамически-акустические т.е.  реагирующие на  изменение давления воды в зоне  чувствительности мины и шум винтов  проплывающего вблизи мины корабля:
*DA 102

В разработке находилось  акустико--индукционно-гидродинамическое    взрывное устройство AJD 101, однако его применение в  минах не отмечено.

Приведение мины в боевое положение.

В момент отделения мины от самолета ее бомбовый  взрыватель Rheinmetall Zuender 157/3 (RZ 157/3) получает от  бортовой сети самолета электропитание, которое  заряжает конденсаторы взрывателя. Как только  мина отделилась от самолета,  импульс тока  идет на пиропатроны, которые отстреливают  носовой обтекатель (если таковой установлен).
Мина снижается.
Если мина в момент касания поверхности ударилась  о твердую поверхность, то инерционный стержень  взрывателя замыкает конденсатор на  электродетонатор взрывателя и мина взрывается  как обычная авиабомба. Т.е. происходит  самоликвидация мины.
Если мина в момент касания поверхности получила  замедление между 20 и 200 граммами ( проще говоря,  попала в воду), то начинают вибрировать два  вибрационных замыкателя и импульс тока уходит на  главный включатель взрывного устройства.
На этом работа бомбового взрывателя  заканчивается и никакого участия в дальнейшем он  не принимает, поскольку его конденсаторы теперь  разряжены.

Главный включатель мины получив электрический  импульс от бомбового взрывателя, замыкает  электроцепь взрывного устройства. Это  происходит следующим образом - от  электроимпульса воспламеняется термитный  пиропатрон, который в свою очередь поджигает  пиротехническую свечу. Горение свечи приводит к  тому, что плавится пластмассовый разьединитель и  в конце горения свечи замыкаются подпружиненные  контакты, замыкающие электроцепь взрывного  устройства (ВУ). Этот процесс продолжается 90  секунд.

Далее  идет процесс приведения взрывного  устройства в боевое положение. В зависимости от  типа взрывного устройства этот процесс  несколько  различается.

Взрывное устройство М 101
mormine-BM-a-1.jpg (8735 bytes)Разработано в 1939 году фирмой  AEG  и в 1940 году принято на снабжение Люфтваффе.  Использовалось только в мине BM 1000 I

Предназначено для инициирования взрыва мин BM  1000 I   вследствие воздействия на датчик цели  плюсового  искажения вертикального  компонента магнитного поля Земли.  Проще  говоря, датчик в момент приведения взрывного  устройства в боевое положение  регистрирует  состояние магнитного поля Земли (включая  магнитные поля от находящихся в зоне  чувствительности металлических предметов и  кораблей), принимая его за нулевое значение,  а  проплывающий корабль своим магнитным полем  искажает ранее зарегистрированное поле Земли. На  это и реагирует датчик цели.
Пороговое значение реагирования 30 mOe (в поздних  сериях мин 10 mOe).
Оснащено нерегулируемым прибором кратности на 18  проходов кораблей. Т.е. оно сработает лишь на  восемнадцатый по счету проплывающий мимо мины  корабль-цель.

От автора.  Многочисленные источники  указывают, что с осени 1944 и до октября 1955 года на  бочки №3  130  раз швартовался линкор  "Севастополь" и 10 раз линкор  "Новороссийск". Т.е., если в районе бочки и  лежала мина BM 1000, то она, имея это взрывное  устройство и при  работоспособном    источникике питания давно должна была бы  сработать.

Имеет устройство защиты от вскрытия  (Geheimhaltereinrichtung (GE)), основанное на двух  фотоэлементах, установленных на боковой  поверхности устройства. При попытке снятия с  мины защитного колпака и попадании света на один  из фотоэлементов схема устройства замыкает  вторичную взрывную цепь и мина  взрывается (если  к этому времени источник питания еще  работоспособен).
Снабжено гидростатическим прибором WDS, который  инициирует взрыв мины, если она после  сбрасывания оказалась на глубине менее 7 метров,  однако этот прибор не реагирует при последующем  поднятии мины на поверхность.
Также устройство снабжено тепловым выключателем  TS, который размыкает взрывную цепь при  температурах ниже +5 градусов или выше +35  градусов.
Батарея питания напряжением 15 вольт .

Максимальная дальность обнаружения цели 35.052м,  минимальная 5.182 метра.

Порядок приведения  взрывного устройства  (ВУ)  М 101 в боевое положение.

После замыкания цепи  взрывного устройства  через бомбовый взрыватель и главный включатель,  если к этому времени мина не окажется глубже 7  метров, то сработает гидростатический прибор WDS,  который закмкнет огневую цепь и мина взорвется,  т.е. произойдет самоликвидация мины.

Если мина легла на грунт штатно, т.е. в воду на  глубину более 7 метров, то начинается процесс  перевода  взрывного устройства  в боевое  положение.
Прежде всего, если температура воды оказалась в  пределах между +5 и +35 градусов, то тепловой  выключатель Т оказывается замкнутым и не  препятствует дальнейшим процессам.

От автора. Честно говоря, наличие  температурного выключателя в схеме мины  непонятно. На глубинах ниже 7 метров даже на  экваторе  вода едва ли нагрета до температуры  воды в ванне. А ниже +4 - +5 градусов вода на глубине  не бывает.

После того, как замкнулся главный включатель ВУ  напряжение подается на систему компенсации  магнитного поля. Эта система настраивает датчик  на  магнитное поле, имеющееся в  районе мины  и не дает магнитному вращающемуся контакту  (магнитометру) замкнуть огневую цепь мины.  Устроена эта система достаточно просто и  включает в себя пару стержневых магнитов, пару  катушек, лампу-стабилитрон, сопротивление и  перегорающий предохранитель. Однако описание  работы системы компенсации магнитного поля  довольно длинное и интересно только  специалистам в области электроники. Суть ее  работы состоит в том, что как только токи в двух  ветвях этой системы выравниваются, то через  предохранитель начинает идти большой ток и он  перегорает. В результате магнитный поворотный  контакт  оказывается настроенным на магнитное  поле в данном месте.

Заметим, что ВУ настраивается на любое  магнитное поле, имеющееся в данном месте.  Например, если во время настройки рядом с миной  будет находиться корабль или любой другой  металлический магнитный предмет, то ВУ  настроится с учетом этой магнитной массы.

С окончанием процесса настройки электроцепь  мины оказывается разомкнутой. Однако проводники  ВУ остаются под напряжением.

Боевая работа  взрывного устройства.

При появлении первого корабля в зоне  обнаружения (в пределах до 35 метров) магнитометр    замыкает цепь мины. Однако, напряжение  попадает не на электродетонатор, а на реле  первого шага, которое размыкает цепь за счет  перегорания плавкого предохранителя.  Магнитометр,  возвращается  в исходное  положении.  В этот момент больше ничего не  происходит, пока корабль не удалится за пределы  чувствительности датчика. Как только  корабль-цель удалится, реле первого шага  перебрасывает контакты на реле второго шага.

При появлении второго  корабля в зоне  обнаружения  процесс повторяется с реле  второго шага, поскольку из-за перегорания  плавкого предохранителя реле первого шага ток  туда пойти уже не может.  В конце процесса реле  второго шага перебрасывает контакты на реле  третьего шага.

Это будет повторяться семнадцать раз и только  реле восемнадцатого шага передаст напряжение на  электродетонатор. Т.е. только восемнадцатый  корабль, проходящий над миной приведет мину к  взрыву.
Стоит заметить, что обслуживающий персонал не  имеет доступа к схеме ВУ и изменить заводские  установки прибора кратности не может. Т.е. все    М 101 взрываются под восемнадцатым кораблем,  проходящим над миной.

От автора. Итак, ясно, что для взрыва мины  со взрывным устройством М 101 необходимо, чтобы  корабль оказался в зоне действия датчика мины (от  5 до 35 метров). И взрыв происходит без каких либо  задержек. Линкор Новороссийск был неподвижен с  момента постановки на бочки и до момента взрыва в  течение 8 час.12 минут. Никаких приборов срочности  ( т.е. устройств приводящих к взрыву через  несколько минут или часов) М 101 не имеет. Если бы  датчик   зарегистрировал  появление  линкора,  и он был  восемнадцатым по счету,  то мина взорвалась бы сразу же, а не через восемь  с лишним часов.

Таким образом, мину BM 1000 I с магнитным взрывным  устройством  M 101 мы можем смело исключить из  списка вероятных причин взрыва.

В заключение описания ВУ М 101 скажем, что при  попытке снятия защитного колпака со взрывного  устройства на фотоэлементы ВУ попадает свет. Это  приводит к срабатыванию реле, которое замыкает  взрывную цепь мины в обход всей схемы. Таким  образом, по замыслу создателей М 101 исключаются  попытки противника изучить устройство взрывного  устройства.

Если источник питания взрывного устройства по  каким то причинам выходит из строя, то мина  становится безопасной. Никаких иных систем  самоликвидации она не имеет.

От автора.  Но кто мешает распилить  корпус мины и извлечь ее заряд? После этого взрыв  же электродетонатора даже и с помежуточным  детонатором не сможет разрушить взрывное  устройство. И его можно будет спокойно изучить,  раскрыть все его  тайны. Да и  для  обезвреживания взрывных устройств, имеющих  источники электпопитания, можно использовать  пароперегреватели или азотные охладители. Как  правило, перегретая или замороженная батарея, да  и конденсаторы тоже, теряют свои электрические  свойства.

Взрывное устройство М 103

Разработано в 1940 году фирмой AEG  и в 1941 году  принято на снабжение Люфтваффе. Использовалось    в минах BM 1000 I и BM 1000 II.

Предназначено для инициирования взрыва мин BM  1000 I и  BM 1000 II.  вследствие воздействия на  датчик цели плюсового или минусового    искажения вертикального компонента магнитного  поля Земли.  Проще говоря, датчик  предварительно регистрирует состояние  магнитного поля Земли, а проплывающий корабль  своим магнитным полем искажает ранее  зарегистрированное поле Земли. На это и  реагирует датчик цели.
Пороговое значение реагирования 30 mOe (в поздних  сериях мин 10 mOe).
Оснащено нерегулируемым прибором кратности на 16  проходов кораблей.
Устройства защиты от вскрытия,  в отличие от  взрывного устройства М 101, не имеет.
Снабжено гидростатическим прибором WDS, который  инициирует взрыв мины, если она после  сбрасывания оказалась на глубине менее 7 метров,  однако этот прибор не реагирует при последующем  поднятии мины на поверхность.
Также устройство снабжено тепловым выключателем  TS, который размыкает взрывную цепь при  температурах ниже +5 градусов или выше +35  градусов.
Батарея питания напряжением 12.6 вольт .

mormine-BM-a-2.jpg (11609 bytes)Максимальная дальность  обнаружения цели 35.052м, минимальная 5.182 метра.

В целом, устройство М 103 представляет собой  развитие устройства М 101. Вся схема ВУ размещена в  герметичной алюминевой сфере, которая плавает в  глицерине, которым наполнен корпус устройства.  Благодаря этому во всех случаях взрывное  устройство занимает правильное положение вне  зависимости от положения, которое мина заняла на  дне. Ранее использовавшееся устройство  М 101  требовало, чтобы мина лежала на дне в положении  близком к горизонтальному, что не всегда  выполнимо.

В остальном процедура приведения в боевое  положение и срабатывания устройства М 103  совпадает с процедурой М 101.

На снимке: взрывное устройство М 103 и сфера, в  которую оно помещается.

От автора. Исходя из вышесказанного, можно  констатировать, что из списка вероятных причин  взрыва линкора мы можем исключить мины BM 1000 I и BM  1000 II, снабженные магнитными взрывателями М 101 или  М 103, поскольку для срабатывания этих устройств  требуется не наличие магнитного поля корабля, а    изменение магнитного  поля Земли,  вызываемое движущимся кораблем. А линкор стоял  на месте.

http://army.armor.kiev.ua/

Категория: Мины | Добавил: trupp (16.03.2009)
Просмотров: 1073
RotOr Studio © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz