Суббота, 04.05.2024, 05:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Другие сайты
Развитие сайта
Категории раздела
Общий [24]
Бомбы [2]
Мины [9]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » Вооружние » Мины

Bombenmine BM 1000 "Monika". Часть 2

Часть 1      Часть 2       Часть 3     Часть4

-----------------------------------------------------------------------------------------  

Комплектация вторая.

mormine-BM-2.jpg (8189 bytes)Это сама мина со взрывным  устройством, закрытым защитным колпаком марок    SH 7, SH 8 или SH 9. Эти защитные колпаки отличаются  от колпаков других марок тем, что снабжены  десятью кронштейнами с проушинами и шпильками.  На верхушку защитного колпака уложен мягкий  тканевый контейнер стабилизирующего парашюта LS  3.
К четырем кронштейнам прикреплены четыре ленты,  удерживающие парашютный контейнер в закрытом  состоянии. В центре они связаны между собой с  помощью 6-метрового фала. Второй конец фала  закрепляется на самолете. К шести остальным  кронштейнам прикреплены лямки самого парашюта.

При отделении мины от самолета фал  высвобождает удерживающие ленты, контейнер,  который имеет четыре лепестковых клапана,  раскрывается и выпускает парашют наружу.Диаметр  купола парашюта в раскрытом состоянии 102 см,  длина строп 2.44 метра. Купол из искусственного  шелка зеленого цвета. Стропы искусственного  шелка белого цвета.

Парашют стабилизирует положение бомбы носом  вниз при снижении и заметно   снижает скорость  снижения при сбрасывании с больших высот  (разумеется, скорость снижения бомбы на парашюте  многократно больше скорости снижения  парашютиста). Парашют позволяет сбрасывать мины  с высот от 100 до 7000 метров при скорости самолета  до  644 км/час. Глубина воды также должна быть в  пределах 7-35 метров. Также парашют уменьшает  скорость погружения мины в воде, что позволяет  использовать мину при  недостаточно плотном  дне моря.

От автора. Однако, эта комплектация в  значительно большей мере демаскирует мину как в  момент снижения, так и под водой. Ведь тяжелые  фугасные бомбы обычно не имеют парашютов и если  мина первой или третьей комплектации могут быть  приняты  наблюдателями за обычные авиабомбы,  то наличие парашюта явно указывает на то, что  сброшена именно мина. Да и при поиске мины  водолазами или с лодок, белые стропы и довольно  большой по размеру купол облегчают обнаружение  мины, поскольку после падения мины парашют от нее  не отделяется.

Комплектация третья

mormine-BM-3.jpg (13046 bytes)Мина комплектуется носовым  тормозным диском (Bugspiegles) (1),  носовым  обтекателем (Bugverkleidung) (2) и хвостовым оперением  (Leitwerke) (3).

Носовой тормозной диск предназначен для  снижения скорости падения мины за счет того, что  плоская тупая передняя поверхность мины имеет  значительное сопротивление. Носовой тормозной  диск просто приклеен к  носовой части корпуса.  Существовало два образца носового тормозного  диска - BS 1, который изготавливался из    прессованного картона, и BS 2. который  изготавливался из динала (прессованный картон,  пропитанный смолой).

Носовой обтекатель предназначался для  снижения сопротивления воздуха во время  транспортировки мины самолетом. Он представлял  собой шесть алюминевых сегментов, образующих,  если их сложить вместе, купол оживальной формы.  Передние концы сегментов удерживались вместе за  счет алюминевого конуса и маленького диска,  приделанных к металлическому стержню, который  ввинчивался в носовую часть мины. Задние концы  сегментов соединялись вместе алюминевым  кольцом, надеваемым на тормозной диск. Это кольцо  обнимало задние концы сегментов. Стержень в  своем заднем конце имел два пиропатрона.

В момент отделения мины от самолета  пиропатроны взрывались и перебивали стержень.  Вся эта конструкция ( стержень с конусом и  маленьким диском, сегменты и кольцо) разлеталась  в воздухе и далее мина падала, имея торможение за  счет тормозного диска. Стабилизатор  обеспечивает вертикальное положение мины в  воздухе.
Существовало два типа носовых обтекателей. У  обтекателя BV 2  пиропатроны подрывались  электроимпульсом, получаемым от взрывателя RZ 157/3  по проводу, который проходил от взрывателя  сквозь заряд и выходил к стержню в месте его  крепления. У обтекателя BV 3 пиропатроны  подрывались механическим способом. Для этого от  пиропатронов протягивались две вытяжные  проволочки, которые проходили через отверстие в  одном из сегментов и крепились к самолету.

Хвоствое оперение представляло собой конус,  надеваемый на хвостовую часть мины и  закрепляемый болтами. Этот конус имел восемь  перьев-стабилизаторов и кольца, надеваемого на  задние концы перьев. Хвостовое оперение  изготавливалось из прессованного картона,  пропитанного смолой (динала). Cуществовало  двенадцать типов хвостового оперения ( LW 1, LW 2, LW 4,  LW 5, LW 6,  LW 8, LW 9, LW 11, LW 12, LW 14, LW 15, LW 17). Они  различались своей длиной, формой и количеством  перьев, способом крепления к мине. Оперения LW 1, LW  2, LW 4, LW 5, LW 6,  LW 8, LW 9, LW 11, LW 12 крепились к защитным  колпакам взрывных устройств, а LW 14, LW 15, LW 17  непосредственно к кормовой части мины.

mormine-BM-4.jpg (19741 bytes)Как правило, носовые  тормозные диски и хвостовые оперения  разрушались при ударе мины о воду.

На рисунке разрезы двух образцов мин третьей  комплектации. Верхняя это мина BM 1000 I с  акустико-барометрическим взрывным устройством AD  101. Мина оснащена носовым тормозным диском (1) BS 1  или BS 2, носовым обтекателем BV 3 (2) и хвостовым  оперением LW 14 (3). От бомбового взрывателя RZ 157/3 (7)  идет кабель (9) через главный включатель к  взрывному устройству AD 101. На разрезе видны две  проволочные тяги (12) выходящие на поверхность  носового обтекателя.

Нижняя мина BM 1000 M оснащена   магнитно-акустическим взрывным устройством МА  101, расположенным в хвостовой части под защитным  колпаком (6) SH 5. К пиропатронам (11) от бомбового  взрывателя RZ 157/3 идет кабель (10).

Обе мины имеют бугель (8) для подвески к  самолету.

В этой комплектации ограничения по сбрасыванию  аналогичны  второй комплектации  (можно  сбрасывать мины с высот от 100 до 7000 метров,  глубина воды   должна быть в пределах 5-35  метров). Однако, скорость самолета не должна быть  больше 459 км/час ( против 644  у второй  комплектации).

Комплектация четвертая.

mormine-BM-5.jpg (12778 bytes)В этой комплектации мина не  имеет носового обтекателя и носового тормозного  диска. Роль тормозного устройства  выполняет  тормозной парашют LS 1, который крепится к    оперению. Это   маленький компактный парашют,  присоединенный к концу оперения LW 17. Парашют (76.2  см. в диаметре) изготовлен из сетчатого  искуственного шелка. Он имеет 12 зеленых  камуфляжных строп из искусственного шелка  приблизительно 1.53 метра длиной. Он упакован в  легком тканевом коричневого цвета пакете,  который прикреплен свободно  к хвостовому  оперению  мины и присоединен к кольцу оперения  четырьмя стальными проволоками, связанными с  четырьмя зажимами. 12 парашютных строп, в свою  очередь, присоединены к четырем проволочными  тягам, и вытяжная фала протянута на самолет.

При отделении мины от самолета вытяжной фал  обеспечивает раскрытие парашюта.

Ограничения в этой комплектации точно такие же,  как в третьей  комплектации (можно сбрасывать  мины с высот от 100 до 7000 метров, глубина воды    должна быть в пределах 5-35 метров, скорость  самолета 459 км/час). Но здесь преимущество перед  второй комплектацией в значительно меньших  размерах парашюта.

Следует заметить, что хвостовое оперение,  изготовленное из просмоленого  прессованного  картона при ударе мин о воду разрушалось.  Следовательно, в четвертой комплектации парашют  после приводнения мины мог оказаться на  некотором удалении от мины,  а при наличии  течения уносился далеко от мины. Это  было  невозможно во второй комплектации

Мины BM 1000 I  не могли  использоваться  использоваться в первой и второй комплектациях,  поскольку крепеж взрывного устройства был  недостаточно прочен. В третьей комплектации эта  мина должна была использоваться с носовым  обтекателем BV 3, поскольку внутри корпуса не было  кабеля от бомбового взрывателя к пиропатронам.  Наиболее часто эта мина использовалась в  четвертой комплектации.

Мины BM 1000 II могли использоваться во всех  комплектациях. В третьей комплектации эта мина  должна была использоваться с носовым  обтекателем BV 3, поскольку внутри корпуса не было  кабеля от бомбового взрывателя к пиропатронам.

Мины BM 1000 H. Этот вариант был создан в 1940 под  взрывные устройства MA 101 и MA 102, которые требовали  больших размеров отверстия под взрывное  устройство, чем имели  BM 1000 I и BM 1000 II. Крепление  для взрывного устройства и защитная крышка    взрывного устройства устроены по-другому, а  корпус мины - немного отличается по длине. С этой  миной также используется носовой обтекатель BV 3.

Мины BM 1000 M. В общем, аналог мины мины BM 1000 H, за  исключением того, что с  этой миной    используется носовой обтекатель BV 2, поскольку  электрическое управление пиропатронами более  надежное. Эта мина была последней из серии ВМ 1000  поступившей на вооружение и производившейся  серийно.

На этом заканчивается общее описание немецких  авиационных морских донных неконтактных мин  серии ВМ 1000.Оно дает возможность понять как  доставлялись мины этой серии к месту установки и  как они достигали поверхности воды и дна.  Остается пояснить, какие самолеты могли  заниматься установкой этих мин.

1 мину серии BM 1000 могли нести самолеты  Ju 87B, Ju  87 R, Ju 87C, Ju 87D, Me Bf 110, He 111, Me Bf 210

2 мины серии BM 1000 могли нести самолеты  Ju 88,    FW 200C, Do 217E, Do 217K

4 мины серии BM 1000 могли нести самолеты Ju 88B.

Количество мин, которые могли быть подвешены к  самолету той или иной марки определяется не  только его грузоподьемностью, но и количеством, и  размещением узлов подвески.

mormine-BM-6.jpg (8941 bytes)Wasserpalloon. Летом 1944 немецким  Лафтваффе было приказано создать и применить  мины, которые могли бы уничтожать уничтожать  мосты на Рейне и других главных реках. Эта  мина  была попыткой выполнить это требование.  В качестве основы была взята зажигательная бомба  Flam C 250, которая    вместо взрывателя  оснащалась   оптическим взрывным устройством.
Мина загружалась взрывчатым веществом так, чтобы  придать ей небольшую положительную плавучесть и  позволить ей плыть в вертикальном положении  носом вниз по течению.  Несколько витков  детонирующего шнура  было прикреплено на  внутренней части  хвостовой части  мины.  Когда мина заплывала под мост, оптическое  взрывное устройство ссрабатывало, взрывая  детонирующий шнур, который разрушал    хвостовую часть мины и вскрывал отсек  плавучести.  Это приводило к погружению мины.  Одновременно воспламенялся огнепроводный шнур,  который горел несколько секунд, позволяя мине  погрузиться в воду.  Когда огнепроводный шнур  догорал, детонатор взрывал разрывной заряд, и  столб воды взрыва разрушал мост.
Длина мины 101.14 см.,
диаметр 38.1 см.,
Вес заряда 39.9 кг. гексонита.
С парашютом LS 3 она может сбрасываться с высоты 99 -  990 метров при глубине воды от 1.5 до 15 метров на  скорости самолета до 644 км/час.
Изображения мины не имеется, поэтому в качестве  иллюстрации использован рисунок авиабомбы FLAM C  250, которая отличается от Wasserballon лишь наличием в  верхней половине корпуса воздушной полости и  иным взрывным устройством.

От автора.  В некоторых изданиях  указывается, что под линкором могла взорваться  связка из двух донных мин. Однако,  ясно, что    создание связки из двух авиационных мин,  которые сбрасываются с самолета, невозможно. Это  исключается. как особенностями подвески мин к  самолетам, так и невозможностью одновременного  сброса двух мин. Даже если две мины связать между  собой,  имея каждую на своем узле поддвески, то  из-за разницы в моменте отделения эта связь либо  оборвется, либо произойдет авиакатастрофа.

Да и в чем вообще, в чем смысл  смысл связки,  если  заряд морской мины обеспечивает     выведение из строя   корабля любого класса.

Однако, все, что сказано выше лишь обозначает,  что мины серии BM 1000 в 1941-44 годах могли  доставляться к Севастополю немецкими самолетами    и сбрасываться в его акваторию. Для того,  чтобы разобраться могла ли одна из них  взорваться под линкором  Новороссийск в 55  году, необходимо разобраться какие именно  взрывные устройства могли устанавливаться в эти  мины. Об этом во второй части статьи.

При этом необходимо указать, что ни  в одной  из книг, посвященных этой трагедии мины BM 1000 не  упоминаются. Скорее всего  мины этого типа  немцы в Севастополе не использовали.

Также, необходимо указать, что мины серии BM не  оснащались часовыми механизмами приведения мины  в боевое положение, таймерными приборами  самоликвидации или самонейтрализации. Словом, ни  единого часового механизма в минах серии BM не  устанавливалось. Мина  после сбрасывания  немедленно приводилась в боевое положение и  начинало ожидать корабль-цель

P.S. Огромная благодарность автора людям в  Германии, отыскавшим и любезно предоставившим    для статьи документальные материалы по  германским морским минам периода Второй Мировой  войны Юрию Мартыненко, В.Фляйшеру, В.Тамму,  В.Йордану.Причем, помощь Ю.Мартыненко оказалась  столь значительной, что впору считать его  соавтором статьи.

Отдельная благодарность Е.Окуневу из  Санкт-Петербурга за подборку информационных  материалов по обстоятельствам гибели линкора.

http://army.armor.kiev.ua/

Категория: Мины | Добавил: trupp (16.03.2009)
Просмотров: 2108
RotOr Studio © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz