Суббота, 04.05.2024, 03:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Другие сайты
Развитие сайта
Категории раздела
Общий [24]
Бомбы [2]
Мины [9]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » Вооружние » Мины

Luftmine B (LMB). Часть 3

Часть 1           Часть 2           Часть 3


Устройство реагировало на нарастающий до  определенной величины шум винтов корабля  частотой 200 герц, длящийся более 4-8 секунд.

 

Оснащалось прибором кратности типа ZK IIb,  который мог устанавливаться на прохождение  кораблей от 0 до 12. Имело защиту от шума    подводных взрывов за счет того, что реле  устройства срабатывали с замедлением, а шум  взрыва обрывистый. Имело защиту от имитаторов  шума винтов, устанавливаемых в носовой части  корабля за счет того, что шум винтов должен был    равномерно нарастать в течение 4-8 секунд, а  шум винтов, исходящих одновременно из двух точек  ( шум настоящих винтов и шум имитатора) давал  неравномерное нарастание.

 

В устройстве устанавливалось три батареи.  Первая для питания схемы напряжением 9 вольт,  вторая для питания микрофона напряжением 4.5  вольт и третья блокирующая схему напряжением 1.5  вольт. Ток покоя микрофона достигал 30-50  милиампер.

 

От автора.  Хотелось бы и здесь обратить  внимание читателей на то, что батарея микрофона и  блокирующая батарея находятся постоянно в  работе. Под водой нет абсолютной тишины, особенно  в гаванях и портах. Микрофон  передает на  трансформатор  в виде переменного электротока  все звуки им получаемые, а блокирующая батарея  через свою схему блокирует все сигналы, не  отвечающие заданным параметрам. 

 

Взрывное устройство A4st отличалось от А4 только  пониженной чувствительностью к шумам. Этим  обеспечивалось несрабатывание мины под  малозначительными целями ( небольшие малошумные  суда).

 

 

 

Акустическое взрывное устройство с  низкочастотным контуром  АT2. Это  акустическое взрывное устройство, имеющее lmb-91.jpg (5595 bytes)два акустических контура.   Первый акустический контур реагирует на шум  винтов корабля частой 200 герц похоже, как  взрывное устройство А1. Однако, срабатывание  этого контура приводило к включению второго  акустического контура, который реагировал  только на звуки низкой частоты (около 25 герц),  исходящие строго сверху. Если низкочастотный  контур регистрировал шумы низкой частоты    более 2 секунд, то он замыкал взрывную цепь и  происходил взрыв.

 

АТ2 разрабатывалось с 1942  фирмами Elac SVK и Eumig.  Начало использоваться в минах LMB в 1943 году.

 

От автора.   Служебные источники не  поясняют для чего требовался второй    низкочастотный контур. Автор предполагает, что  таким образом выявлялся достаточно крупный  корабль, который в отличие от небольших посылал в  воду достаточно сильные шумы низкой частоты от  мощных тяжелых корабельных двигателей.

 

Для того, чтобы уловить низкочастотные шумы,  взрывное устройство оснащалось резонаторными  трубами, внешне похожими на оперение авиационных  бомб.
  На фотографии показана хвостовая часть мины LMB    с выходящими в парашютный отсек  резонаторными трубами взрывного устройства АТ1.  Кожух парашютного отсека снят, чтобы бы было  видно АТ1 с его резонаторными трубами.

 

Устройство имело  четыре батареи питания.  Первая для питания микрофона первого контура  напряжением 4.5 вольт и электородетонатора,  вторая напряжением 1.5 вольт  для управления  трансформатором низкочастотного контура, третья  13.5 вольт для  цепи накала трех усилительных  радиоламп, четвертая 96  анодная на 96 вольт для  питания радиоламп.

 

Никакими дополнительными устройствами типа  приборов кратности (ZK), устройств  неизвлекаемости (LiS),  устройств защиты от  вскрытия (GE) и прочими не оснащалось. Срабатывало  под первым проходящим кораблем.

 

Американский справочник по немецким морским  минам OP1673A отмечает, что мины с этими взрывными  устройствами  имели тенденцию к  самопроизвольному срабатыванию, если  оказывались в зонах донных течений или во время  сильных штормов. Вследствие постоянной работы  микрофона контура нормальных шумов ( под водой    на этих глубинах довольно шумно) время боевой  работы взрывного устройства AT2  составляло  всего 50 часов.

 

От автора.  Возможно, что именно эти  обстоятельства предопределили, что из очень  небольшого количества  образцов немецких  морских мин времен Второй Мировой войны,  хранящихся ныне в музеях, мина LMB/AT 2 есть  во  многих. Правда, стоит помнить, что мина  LMB сама  по себе могла быть оснащена устройством  неизвлекаемости  LiS и устройством  необезвреживаемости ZUS-40 под  бомбовым  взрывателем LHZusZ(34)B. Могла, но очевидно довольно  много мин этими штуками не были оснащены.

 

В случае воздействия на микрофон ударной волны  подводного взрыва, которая характеризуется  очень быстрым возрастанием и небольшой  продолжительностью, на мгновенно возрастающий  ток в цепи  реагировало специальное реле,  которое блокировало взрывную цепь на время  прохождения взрывной волны.

 

Магнитно-акустическое взрывное устройство MА1.
  lmb-7.jpg (11430 bytes)Это взрывное устройство было  разработано фирмой Dr.Hell CVK в 1941 году, и в этом же  году поступило на вооружение. Срабатывание  магнитно-акустическое.

 

После сбрасывания мины п  происходит процесс  отработки времени задержки  часами UES и  настройки на магнитное поле, существующее в  данном месте совершенно аналогично как во  взрывном устройстве М1. Собственно, МА1 это  взрывное устройство М1, с добавлением в него  акустического контура. Процесс  включения и  настройки   указан в описании включения и  настройки взрывного устройства М1.

 

При обнаружении  корабля  по изменению  магнитного поля прибор кратности ZK IIe  отсчитывает один проход. Акустическая система в  это время в работе взрывного устройства участия  не принимает. И только после того как прибор  кратности отсчитает 11 проходов и зарегистрирует  12-й корабль, к работе подключается акустическая  система.

 

Теперь, если в течение 30-60 секунд после  магнитного обнаружения цели акустическая  ступень зарегистрирует шум винтов,  продолжающийся несколько секунд, ее  низкочастотный фильтр отфильтрует частоты  больше 200 герц и включится в работу усилительная  лампа, которая подаст ток на электродетонатор.  Взрыв.
  Если же акустическая система не зарегистрирует  шум винтов, или он окажется слишком слабым, то  биметаллический термоконтакт размокнет цепь и  взрывное устройство вернется в положение  ожидания.

 

Вместо прибора кратности ZK IIe в цепь взрывного  устройства могут встраиваться  прерывающие  часы (Pausernuhr (PU)).  Это 15-дневные электрически  управляемые включающие- выключающие часы,  созданные, чтобы приводить мину в боевое и  безопасное положение в 24-часовых циклах.  Установки выполняются в интервалах, кратных 3  часам, например, 3 часа включена, 21 час выключена, 6  часов включена, 18 часов выключена и т.д.  Если в  течение 15 дней мина не сработала, то эти часы    выводятся из цепи и срабатывание мины произойдет  при первом же проходе корабля.

 

Помимо гидростатического устройства  неизвлекаемости (LiS), встроенного в часы UES, данное  взрывное устройство оснащается собственным  гидростатическим LiS, которое питается от  собственной 9-вольтовой батареи. Таким образом,  мина, оснащенная данным взрывным устройством  способна взорваться при подъеме на глубину  меньше, чем 5.18 метров  от одного из двух LiS.

 

От автора.  Усилительная лампа  потребляет значительный ток. Специально для нее  во взрывном устройстве имеется 160-вольтовая  анодная батарея. Вторая 15-вольтовая батарея  питает как магнитный контур, так и микрофон, и  прибор кратности или прерывающие часы PU (если  установлены взамен ZK). Вряд ли,  батареи,  находящиеся постоянно в работе, сохранят свой  потенциал в течение 11 лет.

 

Вариант взрывного устройства MA1 под  наименованием MA1r имел в своем составе медный  наружный кабель длиной около 50 метров,  в  котором наводился электрический потенциал под  воздействием магнитного линейного трала. Этот  потенциал блокировал работу схемы. Таким образом  МА1r  имел повышенную устойчивость к действию  магнитных тралов.

 

Вариант взрывного устройства MA1 под  наименованием MA1a имел несколько иные  характеристики, которые обеспечивали  блокирование взрывной цепи, если обнаруживалось  снижение уровня шума, а не ровный шум или его  повышение.

 

Вариант взрывного устройства MA1 под  наименованием MA1ar объединял в себе особенности  МА1r и MA1a.

 

Магнитно-акустическое взрывное устройство MА2.
  lmb-9.jpg (8038 bytes)Это взрывное устройство было  разработано фирмой Dr.Hell CVK в 1942 году, и в этом же  году поступило на вооружение. Срабатывание  магнитно-акустическое.

 

После сбрасывания мины   происходит процесс  отработки времени задержки  часами UES и  настройки на магнитное поле, существующее в  данном месте совершенно аналогично как во  взрывном устройстве М1. Собственно, магнитный  контур взрывного устройства МА2 заимствован из  взрывного устройства М1.

 

При обнаружении  корабля  по изменению  магнитного поля прибор кратности ZK IIe  отсчитывает один проход. Акустическая система в  это время в работе взрывного устройства участия  не принимает. И только после того как прибор  кратности отсчитает 11 проходов и зарегистрирует  12-й корабль, к работе подключается акустическая  система. Впрочем, он может быть настроен на любое  количество проходов от 1 до 12.
  В отличие от MA1 здесь после срабатывания  магнитного контура в момент приближения  двенадцатого корабля-цели происходит  настраивание акустического контура на уровень  шумов, имеющийся на данный момент, после чего  акустический контур выдаст команду на подрыв  мины только если уровень шума поднялся  до  определенного уровня за  30 секунд. Схема  взрывного устройства блокирует взрывную цепь,  если уровень шума превышает заданный уровень, а  затем начинает снижаться. Этим достигалась  устойчивость мины к тралению магнитными тралами,  буксируемыми за судном-тральщиком.
  Т.е. сначала магнитный контур  регистрирует  изменение магнитного поля и включает  акустический контур. Последний  регистрирует  не просто шум, а  нарастающий шум от тихого до  порогового значения и выдает команду на взрыв. А  если  мина встретила, не корабль-цель, а  тральщик, то поскольку тральщик идет впереди  магнитного трала,  в момент включения  акустического контура шум его винтов чрезмерен,  а затем начинает спадать.

 

От автора.  Вот таким довольно простым  способом без всяких компьютеров  магнитно-акустическое взрывное устройство  определяло, что источник искажения магнитного  поля и источник шума винтов не совпадают, т.е.  движется не корабль-цель, а тральщик, тянущий за  собой магнитный трал. Естественно, что тральщики,  занимавшиеся этим делом, сами были немагнитными,  чтобы не подорваться на мине. Встраивание в  магнитный трал имитатора шума винтов ничего  здесь не дает, т.к. происходит наложение шума  винтов тральщика на шумы имитатора и нормальная  звуковая картина искажается.

 

Взрывное устройство МА2 в своей схеме имело    вибрационный датчик (Pendelkontakt), который блокировал  работу взрывной цепи при воздействии на мину  возмущающих влияний немагнитного характера  (удары, толчки, перекатывания, ударные  волны  подводных взрывов, сильные вибрации от слишком  близко  работающих механизмов и    корабельных винтов). Этим обеспечивалась  устойчивость мины ко многим тральным  мероприятиям противника, в частности к тралению  с помощью бомбометания, протягивания по дну  якорей и тросов.
  Устройство имело две батареи. Одна из них  напряжением 15 вольт питала магнитный контур, да и  всю электровзрывную цепь. Вторая батарея анодная  на 96 вольт питала три усилительные радиолампы     акустического контура

 

Помимо гидростатического устройства  неизвлекаемости (LiS), встроенного в часы UES, данное  взрывное устройство оснащается собственным  гидростатическим LiS, которое питается от  основной 15-вольтовой батареи. Таким образом,  мина, оснащенная данным взрывным устройством  способна взорваться при подъеме на глубину  меньше, чем 5.18 метров  от одного из двух LiS.

 

Взрывное устройство МА 3 отличалось от МА 2  только тем, что его акустический контур был  настроен не на 20, а на 15 секунд.

 

Акустико-магнитное взрывное устройство с  низкотональтным контуром  AMT 1.  Должно  было устанавливаться в мины LMB IV, однако к моменту  окончания войны это взрывное устройство  находилось в стадии экспериментирования.  Применение этого взрывного устройство не было  отмечено ни союзниками, ни советским  ВМФ.
  Причиной разработки AMT 1  явились два  существенных недостатка, выявленных при  эксплуатации акустических взрывных    устройств с низкотональным контуром типа АТ:
  1. Эти устройства имели тенденцию  самопроизвольного срабатывания при наличии в  месте установки достаточно сильных донных  течений и во время штормовой погоды.
  2. Крайне небольшой срок боевой работы (50 часов)  вследствие практически постоянной работы  микрофона.

 

Предполагалось, что  сначала будет  срабатывать акустическиий контур, реагирующий  на звук нормальной частоты ( 200 герц) . Если  акустический контур опознал шум, как шум винтов,  то он включит магнитный контур М4, который  в  случае обнаружения изменения магнитного поля    вследствие появления корабля-цели, включит  низкотональную ветвь акустического контура,  которая реагирует на шумы низкого тона (15-25 герц).  Лишь он замкнет взрывную цепь мины. 
  Взрывное устройство AT 2 устанавливалось на  штатное место в отсеке взрывного устройство, а  взрывное устройство М4 в резиновой трубе,  проходящей вдоль оси отсека заряда ВВ.

 

В принципе, различные дополнительные  устройства в АМТ 1 должны были использоваться те  же самые, что в устройствах М4 и АТ 2, однако  сведений об этом не имеется, как и результатов  испытаний.

 

Кроме вышеописанных устройство мины LMB могли  оснащаться, но необязательно, следующими  устройствами:

 

Механизм самонейтрализации (Zeit Einrichtungen (ZE) )
  В отсек взрывного устройства мог  устанавливаться и подключаться в электроцепь  взрывного устройства  механизм  самонейтрализации (Zeit Einrichtungen) типа ZE III.
  .Это - 200-дневные часы, которые работают от двух  маленьких пружин взводимых маленьким 9-вольтовым  двигателем, питающимся от батареи взрывного  устройства. Эти часы могут быть установлены на  срок от 45 до 200 дней, поворотом установочного  циферблата по часовой стрелке от нуля к  желательному положению. Завершение отработки  времени UES (часов вооружения) соединяет  9-12-вольтовую батарею с  клеммами ZE, запуская  электромотор часов. Этот электромотор  периодически подзаводит часы. После отработки  установленного времени часы размыкают взрывную  цепь мины и дальнейшая работа взрывного  устройства уже не может привести к взрыву. Если  при запуске ZE произошел его отказ, то взрывная  цепь мины мины размыкается через 60-70 секунд, что  также приводит к отказу мины.

 

Прибор срочности (Verzogerung Werke (VW))
  В инеженерных войсках  подобные устройства  называют более понятно и точно- устройства  самоликвидации. В отсек взрывного устройства мог  устанавливаться и подключаться в электроцепь  взрывного устройства  механизм  самоликвидации (Verzogerung Werke (VW)) . Это были пружинные  часы со сроком заводки до 6 суток и могли  устанавливаться на время самоликвидации от 6  часов до 6 суток с интервалом 6 часов. т.е. мина  могла самоликвидироваться через 6 час., 12ч.,  18ч.,...... 6 суток.  В конце заданного времени  устройство самоликвидации  подавало, минуя  все остальные устройства, электроимпульс  непосредственно на электродетонатор. 

 

Механический защитник взрывного устройства.  (Geheimhaltereinrichtung (GE))   Это устройство состоит из lmb-94.jpg (12914 bytes)подпружиненного ударника,  удерживаемого двумя стопорными шариками, когда  лючок или крышка механизма, к которой оно  присоединено, находятся в своем нормальном  положении, то есть, мина, полностью собранна. Если  попытаться удалить  лючок или крышку  механизма, движение подпружиненного ударника  позволяет стопорным шарикам выкатиться в  свободную полость в перерыв, высвобождая  ударник, который ударит по специальному  детонатору, который взорвет  килограммовый    заряд, чтобы уничтожить взрывное устройство  или уничтожить деминера. При этом основной заряд  мины не взрывается. Устройство активизируется до  установки мины удалением предохранительной  шпильки, выходящей на поверхность мины через  специальное отверстие. Это отверстие  расположено на 90° от высшей линии центра на  бортике.

 

 

 

Итак, из перечня взрывных устройств, которые  могли устанавливаться в мину LMB следует  однозначно исключить все акустические (A1, A1st, A4,  A4st, AT2) поскольку первоисточники указывают, что  через 2-14 суток батареи питания этих устройств  расходовались и мина становилась  невзрывоопасной.

 

Также можем исключить все  магнитно-акустические взрывные устройства (MA1,  MA1a, MA2, MA1r, MA1ar) поскольку для срабатывания этих  устройств на конечном этапе требовался шум  винтов, а линкор стоял на месте , да и вообще в  половине первого ночи в бухте не перемещались  никакие корабли.

 

И наконец, мы должны исключить из списка все  магнитные взрывные устройства (M1, M1r, M1s, M1ar, M4),  поскольку для их срабатывания требуется  изменение магнитного поля, а не его наличие в  зоне чувствительности взрывного устройства.  Линкор же стоял и изменения магнитного поля не  происходило. Стоит заметить, что даже если по  каким то причинам, часы, приводящие взрывное  устройство в боевое положение (UES) в момент сброса  мины не запустились и это произошло, когда  якорная цепь задела мину, то магнитное взрывное  устройство настроится на то магнитное поле,  которое будет иметься в зоне чувствительности в  момент приведения его боевое положение. Проще  говоря,  магнитное поле Земли плюс магнитное  поле линкора будут учетны датчиком, как нулевое  положение.

 

Общий вывод состоит в том, что ни одно из  взрывных устройств, которые могли быть  установлены в мину LMB, в данных конкретных  условиях ночи  29 октября привести к взрыву  мины не могли, даже если предположить, что  батарея питания в мине была все же  работоспособна. Для этого необходим был либо шум  винтов, либо изменение магнитного поля, либо то и  другое одновременно. Но линкор  стоял на месте  и его винты были неподвижны. Рядом тоже не  перемещалось ни одно судно.

 

Если предположить, что взрыв мины произошел от  некого механического устройства, например,  часового механизма, то как видно из материала,  рассмотренного выше,  во взрывной цепи мин LMB  нет никаких устройств, которые работали бы иначе,  чем на замыкание взрывной электроцепи,  причем  единственный прибор срочности (таймерный  самоликвидатор) с часовым приводом  (VW),  который приводил  к взрыву мины по истечении  заданного времени, был рассчитан лишь на 6  суток.  Допустим, что  в свое время он  застопорился по каким то причинам, и вновь пошел,  будучи потревоженный якорной цепью. Обратите  внимание на то, что мина могла быть потревожена  якорной цепью не позднее 16.22-17.00 (если верить  данным книги адмирала Никольского) ,  следовательно самоликвидатор, который  отрабатывает  6-часовые промежутки, мог  замкнуть цепь в отрезок времени от 16.22 до 23.00, либо  после 4.22., т.е.  через 6 или  через  12 часов с  момента запуска.  А взрыв то произошле в 1.30  ночи , т.е. как раз в тот временной отрезок,  когда  не самоликвидатор не мог замкнуть цепь  взрыва.

 

И опять таки, он только замыкал электрическую  цепь. Да, он мог по каким то причинам  застопориться в самом начале своей работы в 1944  году и когда мину потревожила якорная цепь  линкора, вновь пойти, замкнуть электроцепь через  какое то время и взорвать мину. Но  при  обязательном условиии - работоспособность  батарей питания.   А с  момента, когда немцы  могли сбросить в воды Севастополя последнюю мину  LMB и до момента взрыва линкора Новороссийск  прошло более 11 лет (11 лет и несколько месяцев).

 

Я лично не знаю никаких батарей, которые  сохраняли бы свою работспособность столь долго.

 

В книге "Гибель линейного корабля  "Новороссийск": Документы и факты"    сказано:

           

Проведенные  в ВМФ СССР наблюдения за партией немецких  трофейных батарей в количестве 244 комплектов,  состоящих из элементов типа ЕКТ изготовления  1943-1944 гг., позволяют достаточно точно оценить  вероятность безотказной работы неконтактных  взрывателей М-2 ( В.Ю.Г. Ошибка автора книги.  Мина RMH могла комплектоваться исключительно M1 )  в донных минах типа RMH. Наблюдение за  саморазрядом батарей велось в лабораторных  условиях с 1948 г., т.е. по прошествии четырех лет с  момента их изготовления. За отказ батарей  принимался факт снижения напряжения ниже 7 В.
  Из 244 батарей через 4 года со дня изготовления  небоеспособными оказались 110 (45%),
  через 5 лет - 159 (65%),
  через 6 лет - 195 (80%),
  через 7 лет - 226 (92,5%),
  через 8 лет - 241 (98,8%),
  через 9 лет - 244 (100%).

 

Эти данные подтверждает контр-адмирал  Н.Никольский в своей книге "Гибель линкора  "Новороссийск"", бывший в тот момент  начальником штаба эскадры.

 

Заметим, что речь идет о батареях, находившихся  на складском хранении, не подключенных ни в какие  устройства, т.е. в оптимальнейших  условиях    обеспечивающих минимум саморазряда батарей,  чего невозможно иметь для батареи, установленной  во взрывном устройстве.
  Кроме того, проверялся лишь потенциал батарей,  т.е. если  вольтметр показывал  около 7-14  вольт, то батарея считалось работспособной. А вот  силу тока, которую способна дать батарея и как  долго она может его выдавать, т.е. ее емкость,  проверить невозможно.

 

Советские батареи подобного типа  СБС-У-6  (6,15-ПМЦ-У-48) имеют гарантийный срок хранения 12  месяцев. По опыту автор знает, что они  работоспособны вдвое дольше, т.е. 2 года. Увеличим  этот срок вдвое, полагая, что немецкие изделия  вдвое лучше советских. Получается 4 года.
  Вот эти 4 года и стоит полагать предельным сроком  работоспособности немецких батарей типа EKT.

 

Механическое же взрывное устройство защиты от  вскрытия  могло сработать только если мину  начинали вскрывать. И опять таки, взрывалась не  вся мина, а только килограммовый заряд,  разрушающий лишь взрывное устройство и не  затрагивающий основного заряда мины..

 

 

 

 

 

P.S. Огромная благодарность Юрию Мартыненко,  В.Фляйшеру, В.Тамму и В.Йордану из  Германии,  отыскавшим и любезно предоставившим   для  статьи документальные материалы по германским  морским минам периода Второй Мировой войны  Причем, помощь Ю.Мартыненко оказалась столь  значительной, что  его можно  считать  соавтором статьи. Отдельная благодарность  Е.Окуневу из Санкт-Петербурга за подборку  информационных материалов по обстоятельствам  гибели линкора, Дмитрию за подборку фотографий  устройств мины LMB.

 

2 февраля 2008 г.

 

 

 

Источники и литература

 

1.OP1673A. German Underwater Ordnance Mines. Military Arms Research Service.  Departament of the Navy Departament of Military Ballistics. Sant Jose. California 14 June  1946.
  2.Wolfgang Thamm. Die Zuendgerate von See- und Bombenminen. Einsatzfahige deutsche  Femzundgerate. Marine und Luftwaffe 1935- 1945 Pro Literatur Verlag . Mammendorf 2005
  3.Mine Disposal  Handbook. Part IV. German Underwater Ordnance. Chapter 1. German  Influence Mines. 1 March 1945.
  4.Mine Disposal  Handbook. Part IV. German Underwater Ordnance. Chapter 5. German  Controlled Mines. 1 March 1945.
  5.Uebersicht ueber deutsche und fremde Ankertayminen und Sperrschutzmittel. Herausgegeben  1946 der Deutschen Minenraeumdiensleiting. D.M.R.V. Nr 13.
  6.Н.Никольский и В.Никольский. Гибель линкора  "Новороссийск". ЭКСМО.ЯУЗА. Москва. 2005г.
  7.О.П.Бар-Бирюков. Час Х для линкора  "Новороссийск. Центрполиграф. Москва. 2006г.
  8.Army Technical Manual TM 9-1985-2/Air Force Technical Order TO 39B-1A-9. GERMAN  EXPLOSIVE ORDNANCE (Bombs, Fuzes, Rockets, Land Mines, Grenades & Igniters). 0 1325  005 0002. Departaments of the Army and Air Force. March 1953.
  9.Руководство по подрывным работам. Военное  издательство МО СССР. Москва. 1969г.

http://army.armor.kiev.ua/

Категория: Мины | Добавил: trupp (16.03.2009)
Просмотров: 1826
RotOr Studio © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz